Фото: ИТАР-ТАСС / Интерпресс / Елена Пальм

В среду 26 февраля правительство Санкт-Петербурга анонсировало строительство новых станций, переходов и тоннелей метро до 2020 года. Всего новых станций по плану будет тринадцать, подземных тоннелей – 25 км.

На зеленой ветке достроят две станции – «Новокрестовскую» (2017 год), у самого футбольного стадиона, и «Улицу Савушкина» (вариант: «Беговая»), 2018 год. На оранжевой ветке появится «Театральная» у Мариинки и «Большой проспект» (вариант: «Горный институт») на Васильевском острове. Фиолетовая ветка выйдет за пределы кольцевой автодороги в направлении Пушкина: до конца 2018 года построят «Проспект Славы», «Дунайский проспект» («Дунайская») и «Южную» («Шушары»). Наконец, целых шесть новых станций, включая три пересадки, появятся на новой ветке метро, Фрунзенском радиусе. Это «Каретная» («Обводный канал 2»), «Боровая», «Заставская» (переход на «Московские ворота»), «Броневая», «Путиловская» и «Юго-Западная».

Сроки строительства кажутся очень сжатыми: 13 станций за неполных семь лет – это в два раза быстрее, чем в постсоветское время. Для предыдущих 13 станций, например, понадобилось 17 лет.

Пока не вполне ясен вопрос с финансированием. Затраты на строительство метро предусмотрены в целевых адресных программах городского бюджета: примерно 198 млрд рублей в период с 2013 по 2019 год, и это не считая текущего ремонта того, что уже построено. Однако, во-первых, реальные затраты могут быть значительно выше, а во-вторых, откуда эти деньги возьмутся в городском бюджете, не вполне ясно. В прошлом году губернатор Георгий Полтавченко говорил: «Мы готовы тратить 15 млрд в год на развитие метро, остальное нужно брать у федерального бюджета».

В 2013 году Минтранс рассматривал проект строительства к ЧМ-2018 станции метро «Пулково», продолжение красной линии. На том участке затраты оценивали в 8,4 млрд рублей на километр (всего 42 млрд), город был готов заплатить 2,5 млрд за весь проект, а недостающие 39,5 млрд рублей просить у Минтранса. Проект до сих пор не утвержден, чиновники ищут варианты подешевле, например, «Аэроэкспресс».

Если умножить 25 км на 8,4 млрд получится 210 млрд, сумма, примерно совпадающая с тем, что предусмотрено адресной целевой программой. Значит ли это, что, как в случае с Пулково, город сможет взять на себя лишь 6% от всех затрат, а остальное даст Москва?

Карта метро в Санкт-Петербурге по плану, утвержденному в 2011 году:

Для чего нужны станции

«Новокрестовская», «Беговая»

Сейчас на Крестовский остров, где бесконечно долго строится новый футбольный стадион к Чемпионату мира 2018 года, ведет только одна ветка. От станции «Крестовский остров» до арены нужно идти порядка двух километров по аллее парка. Чтобы в дни матчей разгрузить пересадки оранжевой линии и исключить давку, необходима еще одна станция на другой ветке, которая связала бы при этом остров как с югом, так и с севером.

«Театральная», «Горный институт»

Театральный кластер Мариинского театра, ведущего театра страны с тремя сценами, рядом с которым находится еще и Консерватория, расположен в крайне неудачном месте с точки зрения транспорта. В вечерние часы пик добраться туда автобусом практически нереально, а ближайшая станция метро – почти в получасе ходьбы. Васильевский остров, где находится Горный институт, отделен от города двумя реками, а связан четырьмя узкими мостами, которые уже сегодня не справляются с потоком. Рядом с гигантским Горным расположена alma mater российских президентов, юридический факультет СПбГУ, а в сторону порта простираются огромные заводские цеха – они тоже очень слабо обеспечены транспортом. Утром и вечером остров задыхается в пробках, поэтому наземный транспорт – не выход.

«Проспект Славы» – «Шушары»

Пушкин все теснее привязывается к Санкт-Петербургу, по сути – это уже городской район, а через 15 лет рядом с ним появится город-спутник Южный, основная нагрузка из которого ляжет на транспортные узлы вокруг Пулково и Шушар. Участок трассы Москва – Петербург в районе поселка Шушары в этот момент, скорее всего, превратится в «Ленинградку» в районе от Химок до 3-го транспортного кольца в Москве, и пользоваться наземным транспортом там станет очень неудобно. В перспективе можно довести метро до самого Пушкина.

Фрунзенский радиус

Одна из проблем этого района в том, что он огромный, у него неплохие радиальные магистрали, но при этом он слабо связан транспортными хордами: сообщению по горизонтали мешают множественные железнодорожные пути и промышленные территории. Метро от Обводного канала до гигантского муравейника на углу двух маршалов – Жукова и Казакова, откуда путь открывается на другой новый городской район – Красное Село, должно частично решить эту проблему.