© Екатерина Штукина / РИА Новости

Бюджетное правило, принятое совсем недавно – в конце прошлого года, уже хотят изменить. Минэкономразвития предлагает сократить размер Резервного фонда на 2% ВВП. Эти средства вместе со значительной частью внеплановых бюджетных доходов ведомство хочет аккумулировать в Фонде развития и пустить на инвестиционные проекты. Если нагрянет кризис, то ведомство обязуется вернуть половину средств в бюджет. Речь идет о примерно 2–2,5 трлн рублей в год.

Сейчас в России есть несколько основных фондов, которыми управляют госчиновники: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (созданные из Стабилизационного фонда РФ в 2008 году), которые формируются за счет нефтегазовых доходов бюджета и призваны обеспечить дополнительную устойчивость государственным финансам; Инвестиционный фонд РФ при Министерстве регионального развития, деньги из которого идут на финансирование значимых проектов, и Общероссийский фонд развития России, лишь участвующий в привлечении инвестиций в развитие.

Министр экономического развития Андрей Белоусов предлагает продлить жизнь тихо умирающему Инвестфонду, преобразовав его в Фонд развития. Эта идея изложена в письме, которое на прошлой неделе министр отправил премьеру Дмитрию Медведеву (с ним удалось ознакомиться «Финмаркету»).

Инвестиционный фонд был создан в 2006 году; за это время через него прошло 337 млрд рублей госинвестиций и было привлечено 908 млрд рублей средств частных инвесторов. Минэкономразвития и Минрегион, который тоже выступает за эту затею, считают Инвестфонд эффективным инструментом: под него создана нормативно-правовая база, есть успешная практика создания конкретных объектов (например, Кузнецовский тоннель на железной дороге Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, платные автодороги на трассе Москва – Санкт-Петербург и другие). Ежегодно до 2013 года в фонд предполагалось направлять до 20 млрд рублей, но поток денег из федбюджета прекратился уже с 2011 года. В Минрегионе скопилось более 200 заявок от потенциальных инвесторов, заинтересованных в софинансировании их проектов со стороны государства.

Итак, какие же деньги ведомства предлагают направить в Фонд развития?

100 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые президент разрешил (в своем послании Федеральному собранию 12 декабря прошлого года) направить на реализацию важных для страны инфраструктурных проектов. Плюс часть средств, предусмотренных в федбюджете на инвестиционные цели в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), около 300 млрд рублей в год, и федеральных целевых программ (ФЦП) – примерно 1 трлн рублей в год. 100% дополнительных нефтегазовых доходов после достижения Резервным фондом размера 5% ВВП, для чего придется поменять бюджетное правило. Сейчас оно предусматривает наполнение Резервного фонда за счет нефтегазовых сверхдоходов бюджета до 7% ВВП, а затем половина поступлений должна идти в ФНБ, а вторая – на реализацию крупных инвестиционных проектов. По прогнозу Минэкономразвития, Резервный фонд должен наполниться к к середине 2014 года, значит, с 2015 года (если у Минэка все получится) к Фонду развития может прибавляться еще около 1 трлн рублей ежегодно. Не менее 50% ненефтегазовых доходов, образующихся в текущем году сверх предусмотренного законом о федеральном бюджете (в 2012 году дополнительные ненефтегазовые доходы составили около 200 млрд рублей).

Вряд ли такая идея понравится Минфину, зато ее может поддержать первый вице-премьер Игорь Шувалов, который еще в конце прошлого года говорил, что идея Резервного фонда в размере 7% ВВП ничем не оправдана и что «дискуссии в правительстве продолжаются».