Слева направо: президент Узбекистана Ислам Каримов, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, председатель КНР Си Цзиньпин, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, президент Таджикистана Эмомали Рахмон перед началом заседания в узком составе глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) во дворце "Навруз". Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Китай планирует создание фонда объемом $16,3 млрд, из которого будет осуществляться финансирование инфраструктуры для торговли с другими странами, сообщает Bloomberg со ссылкой на неназванных китайских чиновников, участвующих в разработке плана.

Средства фонда предполагается направить на строительство и расширение трубопроводов, автомобильных и железных дорог в провинциях Китайской Народной Республики. Вложения будут проводиться с учетом стратегии страны на развитие сухопутных и морских маршрутов торговли Китая со странами Европы — так называемого нового Великого шелкового пути.

За реализацию будут отвечать китайские банки развития. Помимо создания фонда, власти страны планируют стимулировать инвесторов к вложениям в инфраструктуру стран, через которые будут проходить торговые маршруты.

О планах Китая создать «экономический коридор Шелкового пути» через страны Центральной Азии заявил в сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин, выступая в Казахстане. В ходе турне по странам Центральной Азии в тот период Цзиньпин подписал с их властями контрактов на сумму более $60 млрд, которые в основном были связаны с добычей природных ресурсов в указанных странах и их транспортировкой.

В июле 2014 года глава администрации президента РФ Сергей Иванов предложил соединить новый Шелковый путь с Транссибом и БАМом, чтобы оживить экономику России и Китая.

Великий шелковый путь — это система караванных дорог из Китая в Европу, возникшая около II века до нашей эры. Основные маршруты пролегали через территорию современного Китая, Монголии, Киргизии и Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Индии, Ирана, Турции, стран Закавказья, Греции и Балканских стран. К XV веку маршрут пришел в упадок из-за развития морской торговли и военных конфликтов в Центральной Азии.

С 1998 года действует международная организация TRACECA, объединяющая двенадцать стран Кавказа, Чёрного моря и Средней Азии, при поддержке США, цель которой – создание железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России. Члены организации называют такой транспортный коридор «новым шелковым путем».

Читайте также — Сергей Иванов предложил объединить Шелковый путь с Транссибом →