Правительство решило пересмотреть мегапроект РЖД по модернизации магистралей БАМ и Транссиб с целью увеличить их пропускную способность. К 2018 году она должна вырасти почти в полтора раза, сообщают «Ведомости» со ссылкой на протокол совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, которое состоялось 19 мая.

По данным издания, пропускная способность двух магистралей за ближайшие несколько лет должна увеличиться минимум до 75 млн тонн. Как выяснилось, при предыдущих расчетах по этим проектам РЖД не учла объемы грузов, которые пойдут к портам Дальнего Востока из Кузбасса, а это 20-39,3 млн тонн угля.

Согласно утвержденной в 2013 году программе увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба (Восточный полигон), железнодорожные магистрали должны были обеспечить перевозку 55 млн тонн грузов в год. Стоимость проекта оценивалась в 562 млрд рублей, из них 150 млрд должен потратить ФНБ, 150 млрд – федеральный бюджет, а оставшиеся 262 млрд рублей должна вложить сама РЖД.

Как пишут «Ведомости», чтобы соответствовать новым объемам перевозок, монополия попросила у государства еще 16 млрд рублей, но правительство предложило альтернативный вариант: увеличить нормативный вес поездов.

В настоящее время максимальный вес составов на БАМе и Транссибе составляет 5-6 тысяч тонн; кабмин хочет утяжелить их до 7,1 тысячи, а в перспективе и до 9 тысяч тонн. По мнению гендиректора агентства «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, для перевозки желаемых 75 млн тонн грузов в год потребуется около 80 000 новых вагонов, однако железнодорожные операторы сейчас не могут себе позволить массово обновлять парк из-за близкой к нулю рентабельности грузоперевозок. На модернизацию им потребуется 3-4 года.

При этом, сообщает «Коммерсантъ», деньги у РЖД скоро могут появиться. Как выяснила газета, ВЭБ по настоянию правительства согласился выкупить инфраструктурные облигации монополии на сумму 50 млрд рублей, потратив на это средства пенсионных накоплений. Вопрос об этом будет рассмотрен на заседании наблюдательного совета ВЭБа в июне.

Изначально предполагалось, что облигации РЖД будут использованы в том числе для привлечения инвестиций на Транссиб и БАМ, но теперь, согласно источникам «Коммерсанта», монополия намерена пустить средства на покупку локомотивов и реконструкцию железнодорожных путей в других регионах.