Международная команда физиков впервые сумела создать и сфотографировать синтетический магнитный монополь – частицу, которая восемьдесят с лишним лет считалась гипотетической, сообщает Nature. Это может стать базой для обнаружения естественных монополей, а такое открытие было бы сравнимо с открытием электрона.

В отличие от всех известных нам магнитов монополь должен обладать всего одним изолированным магнитным полюсом. Существование такой частицы было теоретически обосновано Полем Дираком в 1931 году, но найти ее в природе так и не удалось (хотя искали в том числе и в ЦЕРНе).

Исследователи из Амхерстского колледжа (США) и Университета Аалто (Финляндия) смогли создать синтетический монополь в искусственном магнитном поле, генерируемом конденсатом Бозе – Эйнштейна. Этот конденсат, который иногда называют пятым состоянием вещества (вдобавок к твердому, жидкому, газообразному и плазме), можно описать как ультрахолодный атомный газ. Он всего на миллиардные доли градуса теплее абсолютного нуля и ведет себя как один гигантский атом. С помощью манипуляций с внешними магнитными полями в конденсате Бозе – Эйнштейна в итоге и удалось обнаружить синтетический магнитный монополь.

Эта частица не является «настоящим» монополем по своей сути, поэтому о доказательстве действительного существования монополя пока говорить рано. Но это открытие, во-первых, может помочь найти такую частицу в природе, а во-вторых, способно привести к созданию сверхпроводящих материалов, которые работали бы при комнатных температурах, – голубой мечте многих исследователей.