© Reuters

Мероприятие в штаб-квартире Facebook 15 января было, что называется, окутано атмосферой таинственности. В приглашении написали, что, мол, покажут нечто удивительное, над чем трудились денно и нощно. Как ни старались шпионы выяснить заранее, что это будет, утечек не произошло. Наиболее интригующей и желанной была версия, что Facebook уже наконец разработал свой смартфон или хотя бы мобильную ОС.

Однако во вторник в Пало-Альто Марк Цукерберг представил новое поколение социального поиска. Называется Graph Search. Теперь в Facebook можно будет искать, например, друзей друзей, которые живут от вас неподалеку, любят Star Wars и бухать, не имеют постоянного партнера и прямо сейчас не прочь сходить в библиотеку. Помимо этого можно будет заводить запросы в стиле «Фото моих друзей на Гоа» или «Кто смотрит "Игру престолов"». Основные категории поиска – люди, интересы, фотографии и места. Как выразился Марк, Facebook теперь стоит на трех китах: новостная лента, хроника и Graph Search.

Тут можно посмотреть демо волшебной опции. По идее, небольшая социальная революция. Не потрогав руками, впрочем, почувствовать это сложно. Пока все радости интерактивности нового уровня будут доступны только в Америке в бета-версии. Но в любом случае нормальный поиск Facebook нужен, ведь крупнейшая соцсеть мира не делится своими данными с обычными поисковиками.

Кстати, невольно угадали идею новинки в TechCrunch, о чем Slon писал несколько дней назад. Вот только там предположили, что поисковую систему для Facebook сделают в российском «Яндексе». Впрочем, одно другого не исключает: Цукерберг пообещал, что через какое-то время (очень неопределенное) заработает аналогичный по функционалу поиск для мобильных устройств и будет внедрен поисковый Open Graph. 

Скорее всего, «Яндекс» и выступит разработчиком одного из мобильных приложений для поиска в социальной сети. Кроме того, рано или поздно к результатам поиска начнут прикручивать рекламу, сказал Цукерберг, но это произойдет когда-нибудь потом. Тогда же, в неопределенном будущем, заработает и самая долгожданная опция – поиск по фейсбучным постам.

Возможно, со временем мы поймем, насколько замечательной и необходимой была эта инновация, но пока журналисты и инвесторы остались скорее разочарованными. Несмотря на то, что социальный поиск дает новые инструменты для адресной рекламы в сети и вообще меняет облик коммуникации, акции компании за время презентации все же упали на 3%.

Как писали недавно в BusinessInsider, надо признать, что Facebook – это вообще больше ни фига не круто: ты им пользуешься, потому что им пользуются все, это обычный бытовой прибор вроде холодильника. И, похоже, новый поиск сложившееся отношение к глобальной социальной сети пока не изменит.