Фото: ИТАР-ТАСС

Госкомпания «Автодор» уже получила 150 млрд рублей из фонда национального благосостояния на строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги, но считает, что для развития других дорожных проектов необходимо дополнительное масштабное госфинансирование. В следующем году, по словам замминистра транспорта Олега Белозерова, будут рассмотрены заявки на соинвестирование из ФНБ для трех проектов: обход Балашихи и Ногинска, реконструкция трасс М3 «Украина» и М1 «Беларусь», пишут «Ведомости».

Все означенные проекты стоят в планах, но средств на их развитие пока недостаточно, сетуют представители «Автодора»: соинвестирование из ФНБ позволило бы запустить проекты раньше. При этом по правилам доля средств ФНБ не может превышать 40% от общей стоимости проекта. Соответственно, если исходить из подобной пропорции и текущей оценки названных Белозеровым проектов, на них не должно потребоваться больше 80 млрд рублей. 

Государственные средства действительно делают проект более привлекательным для инвесторов. Вместе с тем Минфин считает нецелесообразным увеличение инвестиций из ФНБ в российские активы – это повысит риски: нефтегазовые доходы будут сокращаться, а потребность в подушке безопасности для пенсионной системы лишь увеличится из-за неблагоприятной демографической ситуации. К тому же пока еще нет примеров отбора и реализации эффективных самоокупаемых проектов, резонно указывают министерские аналитики.

С другой стороны, найти замену средствам ФНБ пока трудно: в бюджете на это нет средств, а частным инвесторам, как правило, нужно «государственное плечо». Поэтому все больше претендентов на ФНБ, альтернатива деньгам фонда одна – наращивать госдолг, чтобы частный капитал участвовал в проектах уже как кредитор.