Россияне не готовы жертвовать личным благом ради «величия» страны, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на результаты ежегодного исследования института социологии Российской академии наук (РАН). Социологи отмечают, что россияне в 2014 году начали тревожиться за свои доходы в условиях начавшегося кризиса. Почти половина граждан считают, что страну ждут «тяжелые времена», четверть ожидает успешное развитие страны, и еще четверть не ждет «никаких перемен». По итогам двух десятилетий реформ был зафиксирован рост числа «самодостаточных россиян», которые «принимают ответственность за происходящее в жизни на себя, ориентируются только на собственные силы и не нуждаются в поддержке государства». В 2011 году таких было 34%, в 2014-м – 44%. Остальные 56% уверены, что «без помощи государства не выжить». Социологи полагают, что кризис не изменит этого соотношения, но «самодостаточных» ждут непростые времена. При этом, по словам руководителя Центра комплексных социальных исследований института Владимира Петухова, они готовы отказаться от высшей идеи и общественного приоритета, если это препятствует достижению их личного блага. В то же время 67% россиян считают, что Россия должна быть великой державой. 58% опрошенных подразумевают под величием страны развитую современную экономику, 53% – высокий уровень благосостояния граждан. Лишь 13% граждан озабочены вопросом влияния России на мир. Контроль над территорией бывшего СССР интересует 8% граждан. «Коммерсантъ» также приводит исследование Nielsen, по итогам которого выяснилось, что 78% россиян стали жить более экономно. 60% респондентов считают, что национальная экономика находится в рецессии, при этом каждый третий россиянин (34%) полагает, что страна не выйдет из кризиса в ближайший год. В связи с этим половина россиян готова меньше тратить на развлечения вне дома, 49% – покупать меньше одежды, 46% – экономить на коротких отпусках. Более того, треть опрошенных отметила, что их доходы с августа по декабрь 2014 года снизились. В Nielsen пришли к мнению, что покупатель декабря 2014 года по многим показателям стал походить на покупателя кризисных 2008–2009 годов.