Фото ИТАР-ТАСС/ Владмир Смирнов

Средняя скорость движения грузовых составов РЖД по итогам 2011 года составила 10,3 км/ч или 247 километров в сутки, сообщается в годовом отчете госкомпании. Без учета операций по погрузке и разгрузке средняя скорость движения грузовых поездов РЖД составила 37,1 км/ч. По сравнению с 2010 годом средняя скорость движения грузовых поездов с учетом побочных операций сократилась на 1,05 км/ч, а без учета погрузки и разгрузки – на 4,1 км/ч. То есть за год скорость движения грузовых поездов РЖД снизилась на 10%. Для сравнения, средняя скорость грузового поезда в Китае с учетом побочных операций составляет 62 км/ч – в шесть раз больше, чем в России, а средняя скорость движения велосипедиста по городу составляет 20–30 км/ч, пишут «Ведомости». Главными причинами снижения скорости грузовых перевозок являются износ локомотивов, составляющий 74,9%, и инфраструктуры. Еще одна причина, по словам собеседника газеты из госкомпании, заключается в том, что система, выстроенная еще при СССР, не рассчитана на работу почти 2000 операторов. Пока РЖД была главным собственником вагонов, только она определяла время и направление их движения, но к середине 2011 года госкомпания лишилась почти всего парка и вагоны стали мешать друг другу. В РЖД продолжают настаивать на необходимости принятия закона, по которому частные операторы должны отдавать вагоны госкомпании – как минимум, для перевозки тех грузов, которые никто не хочет везти, или для тех регионов, где никто не хочет работать, об этом недавно говорил «Ведомостям» президент РЖД Влаимир Якунин. По итогам прошлого года сумма претензий грузоотправителей к РЖД превысила 7 млрд рублей. Всего из 17,5 млн отправок грузов 18,4% прибыли с нарушением сроков.