На месте падения пассажирского самолета "Малайзийских авиалиний" Boeing 777, следовавшего по маршруту "Амстердам - Куала-Лумпур", в районе поселка Рассыпное. Фото: ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе

Незадолго до падения малайзийского Boeing 777 под Донецком рядом с ним был замечен штурмовик, принадлежность которого точно установить не удалось. Об этом сообщили на пресс-конференции представители российского Минобороны.

По данным ведомства, военный самолет барражировал рядом с лайнером, наблюдая за развитием ситуации. Отмечается, что штурмовик следовал на расстоянии от трех до пяти километров от «Боинга». При этом засечь его удалось только после того, как он начал резко набирать высоту в направлении лайнера. Это связано с тем, что наблюдение за районом катастрофы осуществлялось техникой, которая неспособна засекать воздушные объекты на высоте менее пяти километров.

По словам генерал-лейтенанта Андрея Картаполова, возглавляющего главное оперативное управление Генштаба, характеристики штурмовика позволяют ему кратковременно достигать высоты в десять тысяч метров. При этом официально практический потолок Су-25 составляет семь тысяч метров, а высота реального боевого применения – пять тысяч метров.

Картаполов добавил, что вооружение штурмовика включает в себя ракеты, позволяющие поражать воздушные цели на дистанции до 12 километров. При этом он не сказал, был ли зарегистрирован их запуск. 

Как заявил в свою очередь начальник главного штаба ВВС генерал-лейтенант Игорь Макушев, наблюдения российских радиолокационных станций опровергают заявления украинской стороны, утверждающей, что в зоне крушения лайнера не было ее военных самолетов.

При этом Макушев не уточнил, на каком основании штурмовик причислили к украинским. Более того, он отметил, что установить его принадлежность не удалось, так как на самолете не была установлена система вторичного опознавания, что для военных машин вполне характерно.

Как сообщает «Интерфакс», в Минобороны также в очередной раз отвергли поступающие в адрес России обвинения в снабжении донецких сепаратистов оружием. Кроме того, в Минобороны назвали подделкой опубликованную в интернете видеозапись, на которой «Бук» без одной ракеты якобы везут в направлении российской границы.

Представители ведомства заявили, что не поставляли ополченцам зенитно-ракетный комплекс «Бук», из которого предположительно и был сбит малайзийский лайнер, однако видели в районе его падения аналогичные системы украинских военных.

Ранее в прессе уже высказывались предположения, согласно которым Boeing 777 могли сбить из штурмовика, а не из ЗРК. Очевидцы утверждали, что два таких самолета летели за лайнером незадолго до его падения. Однако эту версию практически сразу признали несостоятельной именно из-за того, что практический потолок Су-25 не позволяет ему подняться на высоту в десять километров, на которой летел пассажирский самолет.
Авиалайнер Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines разбился вечером 17 июля под городом Торез в Донецкой области Украины, где уже несколько месяцев продолжаются бои между силовиками и ополченцами самопровозглашенной Донецкой народной республики. Погибли 298 человек. По предварительным данным, самолет был сбит.
Обе стороны конфликта сразу открестились от случившегося и обвинили в происшествии друг друга. Ополченцы назвали падение самолета провокацией со стороны Киева, а официальные власти Украины считают, что сепаратисты сбили лайнер по ошибке, приняв его за транспортный Ан-26. При этом Киев утверждает, что ЗРК, из которого сбили самолет, был поставлен ополченцам Россией, что Москва категорически отрицает.