«ВКонтакте» ведет переговоры с крупнейшими звукозаписывающими компаниями, пытаясь легализовать размещение их музыкального контента в социальной сети. Ищется компромиссный вариант, при котором пользователи могли бы легально слушать музыку, а лейблы – зарабатывать на этом. Глава «ВКонтакте» Павел Дуров впервые за долгое время выступил с публичными комментариями и заявил, что «уже в ближайшие месяцы мы увидим позитивные изменения в этой сфере» (пока же в соцсети продолжается массовое удаление нелегальной музыки трех крупнейших лейблов, Universal Music Group, Warner UK Music Group и Sony Music)
Но, скорее всего, компания просто тянет время: договориться с правообладателями «ВКонтакте» будет очень сложно, почти невозможно.
1. Правообладатели за подписку, а «ВКонтакте» против
В сети уже опубликовано коммерческое предложение «ВКонтакте» по монетизации контента, с ним компания якобы и приходит на переговоры с правообладателями. Подлинность предложения не подтверждена, но выглядит оно логичным и, главное, типичным для соцсети: по сути, делается формальный шаг на встречу, который в реальности оказывается лишь видимостью компромисса. «ВКонтакте» предлагает «соблюсти баланс»: «предоставить возможность бесплатного прослушивания имеющегося контента и платного скачивания, что позволит извлечь высокую прибыль за счет масштабов аудитории. Цена вопроса – 7–14 рублей».
Ни одного из крупнейших лейблов это предложение заинтересовать не может. Западные правообладатели – а именно от них сейчас в соцсеть поступают основные претензии – борются за легальность контента по принципу рыночной целесообразности: важно не перекрыть вообще все каналы распространения нелегального контента, а в первую очередь наводить порядок на перспективных и растущих музыкальных интернет-рынках. Американская ассоциация компаний звукозаписывающей индустрии (RIAA) еще два года назад назвала своим приоритетом стриминговые сервисы, признав скачивание альбомов и композиций маргинальной и увядающей рыночной нишей. «ВКонтакте» по факту является именно стриминговым сервисом, очень удобным, популярным, но совершенно, по меркам американских законов, нелегальным. RIAA всегда лоббировала подписную модель как наиболее финансово перспективную и от российской социальной сети хочет получить именно ее. В ответ же ей предлагается довольствоваться анахронизмом в виде download-доходов. В результате переговоры зайдут в тупик очень быстро.
2. Нелегальная база музыки – основа основ «ВКонтакте»
Даже если «ВКонтакте» не ограничится показательным удалением контента и продолжит масштабную чистку своих музыкальных капиталов, правообладатели еще очень долго не смогут получить желаемого результата и не смогут считать российскую социальную сеть своим конструктивным партнером. «ВКонтакте» – заложница собственной структуры и идеологии. Борьба с нелегальной музыкой внутри себя – это, по сути, борьба с самой собой, подрывающая ключевые конкурентные преимущества бизнеса компании. Вряд ли «ВКонтакте» готова на самоубийство, но главное – социальная сеть за много лет создала среду, которая ей это самоубийство совершить не даст.
Сами пользователи «ВКонтакте» являются той силой, которая при всех возможных волевых решениях и менеджерских инициативах станет непреодолимым препятствием на пути к легализации. Уже сейчас пользователи массово переименовывают треки и заливают удаленные записи под вымышленными названиями. На каждый удаленный трек ответят новым, конвейер работает бесперебойно. Проблему можно решить блокировкой пользовательского музыкального контента как такового, но тогда это будет уже совсем другая социальная сеть – с другим потенциалом, другой динамикой роста пользовательской базы, с другими принципами и преимуществами. Так резко соцсети не реформируются. Вряд ли на такие радикальные шаги согласны даже новые владельцы «ВКонтакте» – куда более консервативные, чем ее создатель-либертарианец.
3. Правообладатели не любят социальные сети
Правообладатели вообще не очень любят социальные сети. Принцип распространения контента там даже при очень жестких правилах и хорошо налаженных механизмах контроля хаотичен и завязан на пользователях, которые, с точки зрения правообладателя, должны за контент платить, а не распространять. Не случайно Facebook, несмотря на все разговоры и прогнозы, так и не запустил свой собственный музыкальный сервис, ограничившись партнерством со стриминговыми проектами вроде Spotify. На переговорах с Facebook представители RIAA прямо заявляли, что готовы рассматривать социальные сети исключительно как маркетинговый инструмент, в крайнем случае – как дополнительный канал дистрибуции контента, но точно не как основной. Вряд ли за два года что-то изменилось.
Скорее всего, мейджоры и сейчас разговаривают с российской социальной сетью через губу. Предмет переговоров – не системное решение проблемы, которое возможно только при кардинальной модернизации социальной сети, а точечное тушение самых горячих участков (удаление композиций из топовых альбомов с потенциально большим доходом). Отношения в целом чуть улучшатся, но «ВКонтакте» по-прежнему будет оставаться в черном списке крупнейших мировых интернет-пиратов, составляемом американской USTR.