© golden-news.com
Сбербанк приобрел электронную платежную систему «Яндекс.Деньги». 75% минус 1 рубль сервиса обойдутся ему в $60 млн. При этом покупка представлена как «стратегическое партнерство»: объединив банковскую инфраструктуру и интернет-технологии, Сбербанк и «Яндекс» будут разрабатывать и продвигать новые решения для розничных платежей в интернете.
В рамках сделки банк получает не только технологии, но и всю команду «Яндекс.Денег». При этом в совете директоров останутся два представителя «Яндекса» (три места займет Сбербанк). Сделку планируется завершить в I квартале 2013 года. «Наша клиентская база будет присоединена к клиентской базе «Яндекс.Денег». Никаких неудобств для нынешних клиентов сервиса не будет», – заявил глава Сбербанка Герман Греф. В свою очередь глава «Яндекса» Аркадий Волож отметил, что сделка закономерна: «"Яндекс.Деньги" всегда был удобным инструментом онлайн-платежей, но в интернете мы практически все исчерпали. Интернет должен идти в большую жизнь. Год назад мы начали искать партнера, много с кем говорили, но Сбербанк все-таки лучший партнер для следующего этапа жизни платежной системы».
Следующий этап жизни системы, возможно, был предопределен еще три года назад. «Яндекс» и крупнейшая платежная система давно в орбите интересов крупнейшего российского банка. Возможно, с этим связана и относительно небольшая цена сделки (ранее аналитики оценивали платежную систему, учитывая темпы ее роста и потенциал рынка, в $250 млн).
В самом "Яндексе" отмечают, что покупателя стали искать по двум причинам. Во-первых, новые правила регулирования рынка электронных денег (принятый закон «О национальной платежной системе»), которые обязывали платежный сервис стать кредитной организацией. Во-вторых, бизнес "Яндекс.Денег" серьезно отличается от того, чем занимается "Яндекс". С момента основания платежный проект был скорее финансовым, чем интернет-сервисом, со своей продуктовой стратегией, собственной разработкой, собственным маркетингом и службой поддержки. При этом перспективные продукты "Яндекс.Денег" требовали сочетания сильных онлайн- и офлайн-компетенций.
1.
В 2009 году Сбербанк получил «золотую акцию» «Яндекса», дающую право накладывать вето на продажу более 25% акций крупнейшей российской интернет-компании. Помимо политического аспекта сделки, аналитики уже тогда активно обсуждали перспективы конвергенции национального банка и динамичной платежной системы. Сбербанк к тому времени вышел на путь активной модернизации, а «Яндекс.Деньги» закрепились как безусловный лидер рынка. Самым распространенным вариантом развития событий считалось приоритетное партнерство «Яндекс.Денег» и Сбербанка: банк мог бы предоставить свои банкоматы для пополнения «кошелька», свою банковскую сеть для реализации предоплаченных карт, а также связать банковские и электронные счета. Однако стороны тогда не стали спешить с развитием партнерства.2.
Сбербанк договорился о партнерстве с «Яндекс.Деньгами» только в феврале 2011 года. К тому времени платежная система уже сотрудничала с несколькими крупными российскими банками, в том числе с «ВТБ24» и «Альфа-Банком». Сбербанк и «Яндекс» договорились о том, что владельцы карт банка могут пополнять счет «Яндекс.Денег» через его терминалы и банкоматы – таким образом компания единомоментно получила доступ к крупнейшей сети банкоматов России. «Мы первая система электронных платежей, с которой начал сотрудничать Сбербанк. Если для большинства интернет-пользователей интернет начинается с "Яндекса", то для трети населения страны банковские платежи – это Сбербанк. Сотрудничество со Сбербанком перераспределит оборот системы в сторону безналичных платежей», – заявили тогда в «Яндексе».3
. К концу прошлого года руководство «Яндекса», судя по всему, окончательно определилось с продажей сервиса. В октябре 2011 года Аркадий Волож заявил, что рассматривает несколько вариантов развития платежной системы «Яндекс.Деньги», в том числе продажу проекта: «Мы подтверждаем, переговоры идут с разными компаниями. Нам нужно до октября следующего года решить вопрос с лицензиями. У нас есть вариант, что мы его продадим целиком или частично, купим кого-то, есть вариант, что мы получим лицензию».4
. В марте этого года «Яндекс.Деньги» выпустили собственные пластиковые карты для оплаты товаров и услуг, а в сентябре платежная система (ООО «Яндекс.Деньги») получила статус небанковской кредитной организации в связи с требованием Федерального закона №161-ФЗ «О национальной платежной системе». Наблюдатели уже тогда говорили, что, по сути, проект прошел формальную «упаковку» перед возможной продажей.В октябре из свежей финансовой отчетности «Яндекса» по итогам III квартала 2012 года выяснилось, что компания активно ищет стратегического покупателя контрольного пакета акций «Яндекс.Денег»: «Активы и обязательства, относящиеся к деятельности "Яндекс.Денег", собственной системы электронных платежей, были реклассифицированы в балансе как активы на 1,7 млрд рублей ($56,0 млн долларов США) и обязательства на 1,3 млрд рублей ($42,7 млн) соответственно, и удержаны для продажи, так как мы активно ищем стратегического покупателя мажоритарной контрольной доли «Яндекс.Денег». Позже пресс-служба интернет-компании заявила, что «Яндекс» просто зафиксировал в отчетности давние намерения – это требование GAAP: «Компания обязана предупреждать инвесторов о любых действиях с активами, если предполагает, что сделка скорее состоится. При этом сделки может и не быть».