Штат Невада стал первым штатом в США и первым местом в мире, где власти официально одобрили использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Еще в июне прошлого года стало известно, что лоббистские усилия Google (она доказала руководству Невады безопасность беспилотных автомобилей) увенчались успехом и принято принципиальное решение о разработке специальных дорожных правил, которые позволят машинам без водителей передвигаться по дорогам штата. И вот, эти правила разработаны. В заявлении, опубликованном вчера Департаментом Штата по автомобильному транспорту, было объявлено, что законодательная комиссия утвердила всю необходимую юридическую базу для использования беспилотных автомобилей на всех автомагистралях штата.
Беспилотные автомобили должны будут снабжаться специальными номерными знаками красного цвета. Когда оборудование для беспилотного вождения будет сертифицировано на федеральном уровне, такие номерные знаки сменят на зеленые. Одним из основных требований является присутствие в салоне такого автомобиля как минимум двух человек, причем один из них должен быть в любой момент готов взять управление машиной на себя. По закону, компании, продающие такие системы, должны будут в обязательном порядке подробно разъяснять покупателям все нюансы лицензионного соглашения.
Проект автоматически управляемых автомобилей находится под личным контролем Сергея Брина. Таким образом, свод правил, принятый штатом, еще на шаг приблизил владельцев Google к их заветной цели. По-прежнему остается неясно, почему первым штатом, где будут использовать беспилотные автомобили, станет Невада, а не родная для компании Google Калифорния, где автомобильное законодательство всегда было более либеральным (возможно, все дело в разной плотности населения и, соответственно, дорожного трафика в этих штатах). Можно было бы предположить, что такие автомобили смогут развозить по домам подвыпивших посетителей клубов и казино Лас-Вегаса, однако в новых правилах четко оговаривается, что в нетрезвом состоянии использование автоматически управляемых автомобилей недопустимо. Единственной поблажкой стала отмена запрета на использование мобильных телефонов и написание текстовых сообщений во время езды в управляемых компьютером машинах.
Автомобили, способные перемещаться без водителя, оборудуются сенсорами, радаром, который располагается на крыше, и центральной компьютерной системой. Человек, сидящий на водительском сидении, в любой момент может перехватить управление у компьютера, но вне зависимости от этого, ответственность за любой дорожный инцидент по новым законам штата Невада перекладывается на поставщика оборудования. По закону, все такие автомобили также должны будут снабжаться неким подобием «черного ящика», способного регистрировать параметры движения и ситуацию на дороге как минимум в течение 30 минут до инцидента или столкновения.
В августе прошлого года Google удивила всех заявлением о том, что их автоматически управляемые машины сумели преодолеть в общей сложности около 220 000 километров без единого инцидента (кроме того случая, когда управляемый человеком автомобиль въехал в задний бампер роботизированной Toyota Prius). Сергей Брин тогда заявил, что поднимает эту планку: новая цель – миллион миль (или примерно 1,6 млн километров) без единого происшествия.
Над аналогичными системами беспилотного управления работают такие компании как Audi, BMW и Toyota, однако автомобили этих марок, оборудованные таким функционалом, вряд ли поступят в массовое производство раньше 2020 года.