Борис Ким © Сергей Фадеичев/ИТАР-ТАСС

Сбербанк купил «Яндекс.Деньги». Slon попросил члена совета директоров группы Qiwi, одного из крупнейших игроков на рынке платежных систем, прокомментировать сделку. 

– Не считаете ли вы, что динамичный сервис может потерять прежнюю динамику и инновационность, оказавшись в руках государственного банковского гиганта? 

«Яндекс.Деньги» всегда был частью большой компании, поэтому я не думаю, что он потеряет свою индивидуальность. Если под индивидуальностью понимать бренд, то странно, что Сбербанк хочет оставить бренд «Яндекс», ведь это будет путать потребителя; логично, если, подобно случаю с «Тройкой Диалог», сервис будет перебрендирован. Но это лишь мое предположение. Я думаю, что в интересах и покупателя, и продавца оставить «Яндекс.Деньги» прежним – и с точки зрения пользовательского опыта, и с точки зрения отношения с клиентами. Система – один из лидеров электронных денег и имеет большую лояльную аудиторию.
Мог ли Сбербанк самостоятельно создать систему электронных платежей такого уровня? Были ли у банка альтернативные объекты для покупки на этом рынке?
– Я думаю, Сбербанк мог бы создать, но это вопрос времени. Когда вы что-то покупаете, вы покупаете по сути время выхода на рынок. Повторюсь, что «Яндекс.Деньги» – это одна из старейших и популярнейших систем электронных платежей в России, и поэтому, когда вы их вот так одномоментно покупаете, вы покупаете актив, который позволит сэкономить вам время. А время это деньги и даже больше. Много очень примеров, когда компания опаздывала с выходом на рынок и потом уже не могла догнать конкурентов.
Можно ли говорить, что наступает новый этап развития электронных платежей в России? Способен ли банк национального уровня простимулировать массовый спрос на интернет-платежи на консервативном пока рынке?
– Безусловно, это новый этап развития электронных денег в России. Еще несколько лет назад это был нишевой рынок с достаточно нишевыми игроками, которых не воспринимали всерьез традиционные финансовые институты. Но он растет очень быстро. И «Закон о национальной платежной системе», который подвел правовую базу под развитие этого
рынка, способствовал тому, что крупные игроки, такие как Сбербанк, стали обращать на него серьезное внимание. Это результат последних событий, которые в целом происходили вокруг электронных денег. И, безусловно, это знаковое событие для рынка.

 – Можно ли оценить, какая из сторон сделки выигрывает в результате больше всего?
– Я думаю, что для Сбербанка – это хорошая сделка, потому что они купили очень хороший актив. Для потребителя это в целом тоже хорошо, потому что конкуренция увеличивается на этом рынке и приходят на него солидные игроки с большими финансовыми возможностями, большими инфраструктурными возможностями. Потребитель всегда выигрывает, если есть конкуренция. Я более сдержан в оценке этой сделки для «Яндекса». Мне казалось, что там еще есть что сделать внутри «Яндекса» и «Яндекс.Денег». Но это их решение, они достаточно давно объявили, что ищут покупателя на этот актив. Видимо, есть какие-то серьезные причины для этого.