То, что происходит сейчас на рынке интернет-сервисов, уже называют cloud boom. Лидеры индустрии один за другим презентуют и запускают «облачные» проекты, обещая пользователям, что уже скоро личные компьютеры перестанут быть хранилищем многочисленных файлов – все необходимое можно будет найти в сети. Не успели появиться Amazon Cloud и Google Music, как уже Apple планирует в июне запуск музыкального «облачного» сервиса iCloud.
Что стоит за «облачным» бумом, почему хайтек-гиганты так увлеклись музыкальным контентом, во что превратятся «облачные» сервисы в будущем – об этом Slon.ru рассказал Дэвид Чеппел, известный IT-эксперт, один из главных специалистов по «облачным» технологиям, глава консалтинговой компании Chappell & Associates.

– Вы занимаетесь «облачными» технологиями уже много лет. Вы ожидали, что «облака» станут столь популярны, превратятся в обязательный рыночный стандарт для крупнейших хайтек-компаний?

– Вы следите за этим со стороны, а я изнутри. «Облачные» технологии давно являются стандартом для ведущих игроков, но вы правы в другом – стандартом становятся сервисы на основе «облачных» технологий. Я пять лет ходил по миру с проповедью «Нужны «облачные» сервисы». А сейчас, благодаря лидерам интернет-рынка, эти проповеди уже не нужны: все и так все поняли. Инструментарий «облачных» технологий начинает повсеместно применяться на рынке массовых интернет-услуг. При этом, хотя мы уже говорим о стандарте, проекты, запущенные сейчас, – это лишь первые робкие шаги. От «облаков» стоит ждать намного большего.
– Для начала хорошо бы разобраться. Немало скептиков, которые считают, что революционность «облачных» сервисов – не более, чем модный маркетинговый ход. Собственно, так или иначе, «облачные» сервисы работают уже давно. На фоне Outlook почтовая служба Gmail – тоже «облачный» сервис…
– Мне постоянно задают похожий вопрос на разных конференциях. В сфере «облачных» технологий нет повода для подобного скептицизма, как и нет достаточного повода для разговоров о революции. Есть переход технологической модели из одного качества в другое. Но этот переход настолько масштабен, он так серьезно меняет работу с данными, что можно говорить о значительном прорыве. Чтобы не углубляться в технические тонкости, поясню следующим образом. Для конечного пользователя важно в этом процессе следующее: мы научились упаковывать гигантский объем информации и хранить ее за пределами локальной инфраструктуры, пользовательских компьютеров; а параллельно научились легко масштабировать хранилища этой информации и обеспечивать доступ к ним с помощью любых каналов и устройств. В этом смысле Gmail – безусловно, «облачный» сервис: он растет вместе с потребностями пользователя и одинаково открыт для пользователя с ПК или мобильного телефона. Но Gmail – это все-таки довольно простой контент. А вот то, что сейчас делают Amazon, Apple и Google c музыкой, – совершенно иной уровень задач.
– Действительно, пока все сконцентрировались на музыкальном контенте.
– Ничего другого и не стоило ждать. Все начали с очевидной идеи: перенести в «облака» музыку. Даже Apple со своей закрытой экосистемой вот-вот запустит свой музыкальный «облачный» сервис. Почему эта идея очевидна? Во-первых, хотя сетевые музыкальные сервисы работают давно, окончательное понимание того, что альтернатив интернету как каналу дистрибуции музыки больше не осталось, пришло только в последние два года. А дальше совпали два процесса. С одной стороны, мейджоры давили на интернет-компании: им нужны большие универсальные площадки, позволяющие одновременно использовать любые инструменты продаж (рекламу, подписку, пофайловое скачивание и пр). С другой стороны, интернет-компании все активнее переключаются на мобильный рынок, на котором уже пора бы что-то продавать, кроме приложений и текстов.
Видео продавать еще тяжело, так как устройства до конца не готовы к тяжелому контенту. Музыка – оптимальный вариант. Музыкальный контент гениально вписывается в модель мобильной дистрибуции. Современные смартфоны прекрасно дополняются музыкальными плейерами. Такой контент изначально удобен для продаж: его можно продавать как файлами-отдельными песнями, так и упакованным в альбомы. Кроме того, пользователи, как показывают опросы, готовы слушать музыку через мобильные устройства активнее, чем с домашнего компьютера. То, что мы сейчас видим, и есть результат этих двух трендов: интернет-экспансии музыкальной индустрии и развития мобильного интернета. А «облачные» технологии оказались под рукой интернет-компаний как единственный на сегодня инструмент строительства таких вот больших универсальных сервисов.
– Вы говорите, что лейблы сами подталкивали интернет-компании к активным действиям. Почему тогда Google не удалось договориться с крупнейшими звукозаписывающими компаниями о сотрудничестве в рамках проекта Google Music? Да и у Apple переговоры шли не очень просто.
– Я скажу так. То, что у Google не получилось с кем-то договориться, – совершенно не важно для рынка. Это будет важно через два года, через три. Но не сейчас. Принципиально новые сервисы только запускаются, еще год они при любых обстоятельствах будут работать в режиме бета-тестирования, очень многое изменится. Ажиотаж вокруг сервиса Google Music сильно преувеличен. В самой компании, насколько я знаю, оценивают ситуацию спокойно и понимают, что рано или поздно переговоры с лейблами закончатся успешно. Вообще, то, что происходит сейчас, довольно скучно. Про будущее говорить намного интереснее.
– Тогда про будущее. То, что мы видим сейчас, как вы говорите, лишь первые робкие шаги. Что будет дальше?
– Если говорить про мультимедиа, то прежде всего «облачность» – это многоканальность доступа к контенту и средствам его использования, воспроизведения. В идеале устройство не будет иметь значения – нужен лишь быстрый интернет, дополнительное оборудование (которое будет становиться все компактнее) и аккаунт в облачном сервисе. Все шутки про музыку и видео из холодильника останутся шутками, пока у вас не появится такой потребности. При этом устройства будут подхватывать контент друг у друга. Уже сейчас ты можешь начать слушать аудиокнигу на домашнем лэптопе, продолжить прослушивание в метро через смартфон, а закончить в офисе с рабочего компьютера. Никаких переключений и экспорта файлов.
Если говорить о стратегическом будущем, то нас ждут «облачные» мегасервисы. Активность крупнейших игроков вокруг музыкальных проектов стоит рассматривать именно как подготовку к строительству таких гигантов. Один аккаунт – доступ ко всем возможным данным со всех возможных устройств. Документы, файлы, фотографии, музыка, видео, счета и операции, почта, архивы голосовых чатов и ваших записей в социальных сетях. Представьте себе телевизор с сотнями каналов и пультом управления. Так же и пользователь будет переключаться с одного сервисного канала на другой, работая с разными данными. Причем, если понадобится, делать он это будет с того же телевизора.
– Звучит красиво. Но, во-первых, в случае с единым сервисом встает вопрос о безопасности данных. Когда личная информация и контент распределены между разными площадками, все-таки безопаснее. Во-вторых, крупные порталы (тот же Google) уже и так предлагают десятки разных сервисов для зарегистрировавшихся пользователей. Это не ново.
– Начну с последнего. Конечно, так или иначе, мультисервисность уже реализована у крупных компаний, например, у Google. Более того, можно вспомнить идею интернет-порталов вроде Yahoo, которые, по замыслу их создателей, должны были стать единой точкой входа пользователей в «большой интернет». То есть сама идея универсального сервиса не нова, просто потому, что она очевидна. Но будущее не за нынешними агрегаторами разных интернет-услуг с разными интерфейсами и программными платформами. Будущее за единой «облачной» программной платформой – единой и с точки зрения интерфейса, юзабилити, и с точки зрения технических характеристик. При этом «облачные» услуги будут интегрированы, будут взаимодействовать друг с другом.
Например, давно говорят о необходимости автоматического экспорта присланных почтовых файлов в папки по форматам, после того, как письмо пришло, – тексты в одну, фотографии в другую. Почтовый сервис будет интегрирован с файловым. Посты пользователей в блогах и соцсетях будут при необходимости сохраняться в отдельном разделе с помощью специального сервиса-менеджера. Видео-клипы и аудио-файлы сортироваться в альбомы по тегам исполнителей. Это будут не автономные организмы, а один организм, разные органы в большом «облачном» теле.
Что касается безопасности, то, поверьте мне, распределяй данные или не распределяй вероятность летального исхода такая же, как у авиакатастрофы. Если она случится, вам уже ничего не поможет. Но вероятность ее ничтожно мала. Но бэкапы любого уровня никто не отменял. Ведь надо понимать, что сервисы рассчитаны не для примитивного хранения, а для работы.
– Кто из большой тройки конкурентов: Google, Apple, Amazon дальше всех ушел в области создания «облачных» сервисов? Намечается ли какой-то лидер?
– Если смотреть хронологически, дальше всех продвинулся Amazon. Все-таки они первые предложили осмысленные «облака» массовому рынку. Но по технологической базе, по кадрам, по уровню подготовки и вовлеченности в процесс все три конкурента не далеко отстали друг от друга. Более того, я знаю, что команды, которые работали над музыкальными сервисами Amazon и Google, частично пересекались. Если же говорить о инновациях, то лидер здесь Microsoft. По моим оценкам, именно в его лабораториях сейчас генерируются самые интересные идеи. Скоро должен заработать Microsoft Office 365 – «облачный» сервис, в котором будет реализован ряд интересных идей. Важно, что им приходится догонять Google Docs и проекты Apple – конкуренты тоже не дремлют. Все это похоже на обычную конкурентную суету, но, в конечном счете, она выльется в принципиально другой интернет.