Про планы удвоения ВВП за две пятилетки у нас уже предпочитают не вспоминать, а тем временем в России существует огромная отрасль, которая способна вырасти в 3, а то и 4 раза за 5 лет. Конечно, это интернет. Он динамично развивается во всем мире, но Россия – это место, где ему можно еще долго расти какими угодно темпами, и рынок не будет насыщен. Все-таки у нас пока лишь каждый пятый имеет доступ к широкополосному интернету. В Boston Consulting Group (BCG) посчитали, из чего состоит российский интернет, как быстро растет и сколько вкладывает в тот самый ВВП. Исследование будет представлено сегодня днем. Мы предлагаем ознакомиться с его результатами уже сейчас. То, что российский рынок перспективен, – не сенсация. Интересно то, что темпы роста даже при умеренном прогнозе развития до 2015 года составят 22% ежегодно. И удивительно, что, вообще-то, Рунет – не такой уж отсталый даже по сравнению с развитыми странами. По доле интернета в ВВП мы приближаемся к некоторым европейским государствам – таким как Греция, Италия, Испания. И имеем шанс обойти их уже в ближайшую пятилетку. Не даром Россия на днях была указана как одно из приоритетных направлений для Visa при развитии новых электронных технологий. Хотя до лидеров вроде Великобритании нам будет еще очень далеко – там на интернет приходится 7,2% ВВП или 100 млрд фунтов, и это пятый по величине сектор экономики. А в России интернет, если его выделить в отдельную отрасль, будет третьим с конца – после рыболовства и гостинично-ресторанного бизнеса. Интернет, по подсчетам BCG, добавляет к российскому ВВП 1,6% или $19,3 млрд по состоянию на 2009 год. И это только прямой вклад. Косвенное влияние развития Сети на экономику эксперты подсчитать не берутся, но оно огромно. Интернет-банкинг, к примеру, способен снизить затраты на работу с клиентами в 10 раз. А на одном авиабилете, проданном не в бумажной, а в электронной форме, экономится $12. Внутренний валовый продукт традиционно рассчитывают как сумму 4 основных составляющих: это потребление граждан, инвестиции, государственные затраты и чистый экспорт (разница между экспортом и импортом). Первые два пункта в основном и формируют в России вклад в экономику, а последний, наоборот, – отнимает ВВП, так как мы пока гораздо больше покупаем товары и услуги, связанные с интернетом, у иностранцев, чем продаем им. Потребление в свою очередь почти поровну разделено между онлайн-коммерцией и собственно затратами на выход в интернет. В странах-лидерах развития интернета на плату за пользование Сетью приходится совсем немного. И в этом смысле России еще есть куда расти, а ценам за трафик есть куда снижаться. Но в том, что касается распределения платы за вход в Сеть, мы, безусловно, находимся в тренде: плата за мобильный интернет ($1,2 млрд) уже приближается к общей стоимости фиксированного интернета ($1,6 млрд). Именно за счет потребительского сектора российский интернет будет расти: все больше денег будет крутиться в онлайн-коммерции. Даже по умеренному сценарию к 2015 году их объем вырастет в 4 раза. А по оптимистичному – в 5,5 раза! В последнем случае общий объем интернет-экономики в России приблизится к $100 млрд (3,7% ВВП на 2015 год), она по объему наконец обгонит сельское хозяйство (на него сейчас приходится около 4% ВВП, эта цифра несколько снизится за следующие 5 лет) и тогда говорить о постиндустриальной экономике в России можно будет, не отводя стыдливо глаз. Достигнем мы этих сияющих высот или нет – зависит во многом от операторов, от того, протянут ли они достаточно «толстые» кабели в регионы, сделают ли выход в Сеть доступным не только для москвичей и жителей Питера, у которых пока степень интернет-активности в разы превышает средний российский показатель.