Вид на архипелаг Шпицберген. Фото: Reuters
Китай наступает со всех сторон – в своем национальном стиле, без излишнего шума. Усиливая свои притязания на юге, китайцы не забывают и о Севере – точнее, о Северном Ледовитом океане.
Известный китайский бизнесмен Хуан Нубо
Сам Нубо испытывает особые чувства к Северу – еще в 2011 году он хотел инвестировать около $200 млн в развитие туризма в Исландии, построив там туристический центр мирового класса. Исландия повела себя странно: сначала соглашалась, а потом отказала китайскому бизнесмену. Вполне возможно, исландцы испугались, что эта сделка только ознаменует начало китайской экспансии на их остров.
Китай – морская держава
Нубо – ветеран Коммунистической партии Китая, когда-то занимал в ней видные посты, пока не ушел в бизнес. Ситуация рядовая для Китая, но не для скандинавов: те
Китайский научно-исследовательский ледокол «Снежный дракон» был построен в 1993 году на верфях Херсона (Украина). Сейчас Китай планирует заказать новые ледоколы в Финляндии
Доктрина ясно указывает направление основной экспансии Китая – Южно-Китайское море, которое, согласно заявлению МИД Китая 28 мая этого года, является для их страны «морской линией жизни». Оно, как утверждается,
Казалось бы, где Южно-Китайское море, а где Шпицберген? И бизнес-интересы Нубо связаны не с нефтью и газом, и даже не с углем, который можно добывать на Шпицбергене, а с туристическим бизнесом и инвестициями в отели и прочую рекреационную недвижимость. Но все не так просто.
Запасной маршрут
То, что Северный морской путь между портами Европы и Китая вдвое короче традиционного, через Суэцкий канал, говорили давно. Тем более что в связи с глобальным потеплением год от года сокращается площадь плавучих льдов в летний период и появилась возможность идти без помощи ледоколов. Пионером китайской
Красный путь наиболее выгодный, но там сейчас даже летом находятся льды. Поэтому приходится пролагать более южные маршруты, отмеченные синим
Если взглянуть на эту карту, то видно, что, когда полярные льды полностью растают, станет возможен самый короткий маршрут – через Северный полюс. Белым медведям придется несладко, зато транспортировка грузов из Китая в Европу станет экономичнее. Сейчас приходится пользоваться синими маршрутами. Но в любом случае маршруты проходят вблизи Шпицбергена, который может стать китайской опорной базой и диспетчерским центром на этом маршруте.
Есть еще одно соображение касательно ценности СМП – это потенциальные проблемы с логистикой в случае военно-морского конфликта в Южно-Китайском море. Сейчас все основные пути по связям с Европой и Африкой проходят как раз через Южно-Китайское море. И случись там заварушка, противники Китая в первую очередь попытаются прервать китайское коммерческое морское сообщение, нанеся Поднебесной грандиозный экономический урон.
В этой ситуации северный маршрут становится уже не просто «одним из вариантов», а единственным. И держать его надо в постоянной готовности к эксплуатации, то есть Китай должен постоянно присутствовать в Арктике, изучать ее и... отстаивать свои интересы.
Борьба со льдом
Проникновение в Арктику Китай начал не так давно, но действует планомерно и настойчиво. В 2010 году Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) в своем докладе «Китай готовится к свободной ото льда Арктике» обратил внимание на то, что Китай придает большое значение освобождению арктических акваторий ото льда в летний период.
В
Российские эксперты, ознакомившись с полным текстом доклада, обратили внимание на приведенные в нем
Однако авторы доклада полагали, что у России нет ни технологий, ни свободного капитала для добычи этих богатств, а следовательно, вероятно создание трехсторонних совместных предприятий для добычи в российских водах с привлечением китайского капитала и западных технологий. Российские эксперты объясняют китайское недовольство тем, что они сами хотели бы добывать ресурсы, которые находятся в нейтральной части Арктического бассейна. Можно предположить, что именно это желание, скорее всего, скрывается за словами китайцев об общих интересах человечества в Арктике.
Таким образом, китайские соседи, с одной стороны, готовы к сотрудничеству, с другой – несомненно предпочли бы самостоятельно вести работы в Арктике. И хотя у них нет не то что опыта в морских арктических работах, но даже обычной жизнедеятельности в Арктике, включая наземное строительство, – они быстро и целенаправленно учатся. И для этого китайцам весьма пригодится полигон на полярном Шпицбергене.
Арктическая гонка
Именно поэтому российские геологи и геофизики изучают дно Ледовитого океана, чтобы доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением материка Евразия, а не специфическими океанскими образованиями. Правда, континентальную природу хребта Ломоносова уже доказали американские коллеги.
В апреле 2014 года ученые института нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения РАН сообщили, что у них наконец
Заштрихована зона континентального шельфа за пределами 200-мильной зоны, на которую претендует Россия
Конец мерзлоты
За всеми этими не слишком уж драматическими дискуссиями, приобретениями и союзами скрывается очень серьезная проблема. Дело в том, что доказано: изменения климата, в том числе выражающиеся и в пресловутом глобальном потеплении, более всего будут заметны именно в северных и приполярных областях. Но там не вырастут бананы и пальмы – там начнут таять льды и вечная мерзлота. Это просто убьет существующие там биоценозы, лишит местное население традиционного уклада жизни и очень сильно осложнит жизнь в северных широтах. Для исландцев, финнов, шведов, коренного населения Русского Севера, Сибири, Канады, США все это будет большой бедой.
А вот в тропических регионах ничего особо не изменится, кроме медленного подъема уровня моря. Казалось бы, беда, но тут есть нюанс. Например, при повышении температуры с -1°С до +1°С мир меняется кардинально: исчезает снег и лед. При повышении температуры с +29°С до +31°С ничего принципиально не меняется. И температура перевалит через нулевую отметку в Северном полушарии гораздо быстрее, чем поднимется уровень Мирового океана. То есть у южных стран, к которым следует относить и Китай, есть определенная фора – они могут успеть воспользоваться плюсами изменения климата ранее, чем до них доберутся минусы.
В частности, речь идет о значительном освобождении Арктики ото льда в летний период и о удлинении периода навигации по открытой воде. К тому же это облегчит освоение природных богатств. Можно согласиться с мнением, что Китай, занимая первое место по выбросам углекислого газа в атмосферу (23,5% от мирового объема), активно