Главной неожиданностью на последней презентации Apple стала не обновленная линейка «айподов», которую и так все ждали. И даже не новая, в пять раз уменьшенная телеприставка Apple TV. Она – лишь очередной знак того, что борьба лидеров хайтека за легальный теле- и киноконтент в интернете набирает обороты. Главной неожиданностью стало появление новой социальной сети Ping, интегрированной с музыкальным сервисом iTunes. В это сложно поверить, но у Apple до сих пор не было своей социальной сети. Весной этого года компания запатентовала геомеханизм iGroups, но до реализации его так и не довела. И это при том, что социальный сервис мог бы идеально дополнить бизнес-модель корпорации. В сущности, потребители Apple давно уже представляют собой большую социальную сеть, им оставалось только предложить внутренние функции взаимодействия и инструменты коммуникации. Компания выпускает сложные коммуникативные устройства, которые прекрасно взаимодействуют с социальными сетями. Почему бы эти самые устройства не интегрировать с «родной» сетевой платформой? Тем не менее, Стив Джобс медлил, и лишь когда многие уже забыли о проекте «Facebook от Apple», сделал своей пастве предложение в виде музыкальной социальной сети. Ping позволяет формировать список друзей и узнавать об их покупках в магазине iTunes, обмениваться мнениями и комментариями, узнавать о концертах, которые будут проходить в ближайшее время, оценивать музыкальные альбомы и писать на них рецензии, составлять хит-парады и т.д., и т.п. В общем, как все уже отметили, ничего принципиально нового, зато много общего с музыкальным онлайн-сервисами Last.fm и RateYourMusic, социальной сетью MySpace и платформой микроблогов Twitter. Apple – амбициозная компания, и чаще всего то, за что она берется, получается у нее хорошо. Неудивительно, что первые отклики на Ping предвещают стремительную экспансию новой социальной сети на музыкальном интернет-рынке. Сразу же был поставлен крест на многострадальной MySpace, проблемы с оттоком пользователей пообещали Last.fm и т.д. Самое интересное в том, что сам Джобс в своем выступлении таких масштабных задач перед Ping не ставил, презентовав ее как один из внутренних сервисов компании. И понятно почему: на самом деле, Apple и не собирается покорять рынок музыкальных соцсетей. Главная проблема Ping – не в стандартном наборе уже привычных функций, которые есть в любом другом музыкальном сервисе. В конечном счете, функциональность и модели соцсетей не бесконечны. В какой-то момент надо остановиться на каком-то «золотом стандарте». Ее главный рыночный недостаток – в самоизоляции. Ping повернута к музыкальному магазину iTunes Store передом, а к массовому пользователю задом. Судя по первым описаниям, принцип работы сервиса и вся его навигация заточены на поэтапный перевод пользователя в музыкальный магазин компании. Собственно, это социальная сеть вокруг магазина, а не магазин при социальной сети. «Куда ни ткни – всюду прилавок. Тупик», – обескураженно пишет в своем блоге Антон Носик. Жесткая привязка к iTunes Store создает и ограничения по росту пользователей сети. Джобс говорит, что доступ к сети автоматически открыт 160 млн существующим пользователям iTunes в 23 странах. Однако оказалось, что в ряде стран (среди них, кстати, и Россия) Ping недоступен, так как iTunes Store в них работает с серьезными ограничениями. Справедливый вопрос: зачем запускать социальную сеть с дискриминационным географическим доступом? В Apple не могли всего этого не понимать. Самоизоляция Ping – осознанная. Задача новой социальной сети заключается в стимулировании продаж iTunes Store на главных для Apple региональных рынках. С помощью Ping компания пытается консолидировать и так уже лояльных пользователей вокруг торговой площадки.
iTunes 160 млн аккаунтов – это немало.
Есть с кем работать. Когда-то мы прогнозировали, что инструментом, подталкивающим пользователя к покупкам, может стать игра. В этом случае таким инструментом становится социальный механизм. А на широком поле социальных сетей Apple играть, видимо, пока не готова. Да и зачем? Почему бы просто сразу не купить Last.fm?