Джон Тиерни. Фото: dublincity.ie

Город Дублин, столицу Ирландской Республики, все чаще называют «Силиконовой долиной Европы». Здесь один из центров европейского оффшорного программирования, здесь или поблизости построены заводы Dell, IBM, НР, APC, Motorola и Intel, здесь офисы и крупнейшие европейские дата-центры Microsoft, Google, Amazon, PayPal, Symantec, IBM и др. Феномен «кельтского тигра» и его причины описаны не один раз: особое географическое положение (часть Европы и, одновременно, относительно недалеко до восточного побережья США), один из самых низких уровней налогообложения в зоне ЕС, специальные преференции и законодательное регулирование (еще в 2000 г. был принят закон об электронной подписи, обеспечивающий ей юридическую силу, а также – закон о защите интеллектуальных прав на ПО). Хайтек-ориентация ирландской экономики прямо влияет и на повседневную жизнь самого большого города страны: «электронное правительство» Дублина давно приводят в пример

На прошедшем «Международном инновационном форуме» в Петербурге сити-менеджер Дублина Джон Тиерни выступал с докладом «Реализация концепции «Умный город» на примере Дублина». Позже сити-менеджер столицы Ирландии ответил на вопросы Slon и рассказал, что дает город хайтек-гигантам, а что берет у них. 

– В последние годы в Дублине и окрестностях происходит настоящий бум дата-центров. Их строят, расширяют и модернизируют практически все известные лидеры хайтек-рынка. Почему это происходит? 
– Обычно вспоминают про наши налоги. Но это не только результат национальной политики. Есть и локальные факторы. Самый известный – это наши климатические особенности. Температура в Дублине очень хорошо подходит для поддержки энергоемких дата-центров, у нас в среднем прохладно и ветряно, нет сильных перепадов температур: компании могут использовать в системах кондиционирования свежий воздух и экономят на строительстве чиллеров, на охлаждении воды. Один из первых крупных дата-центров у нас построил Microsoft – и тогда их специалисты подсчитали, что эксплуатация аналогичных центров в странах центральной Европы, как минимум, на 20% дороже.

Дата-центр Microsoft в Дублине. Фото: Microsoft



Все это совпало с экологическим трендом, инновационные компании следят за этим особенно тщательно. Они не всегда способны контролировать экологичность производства, так как зачастую пользуются сторонними площадками. Потому пытаются максимально возместить ущерб на других участках своей деятельности. Экономное расходование энергии в дата-центрах – важный показатель их экологической ответственности. Я бы назвал это репутационным фактором. В Европе можно найти и другие подходящие места для таких целей. Например, Исландия: там тоже холодный климат, и для получения энергии можно использовать геотермальные источники. Недавно там открылся дата-центр с нулевым выбросом углекислого газа – это для нас пример и цель. Но Исландия – не лучшее место с точки зрения логистики. Ирландия же изначально была транзитной точкой между США и Европой, что привлекательно для американских компаний, которые традиционно лидируют на хайтек-рынке
– Свою роль, очевидно, сыграл рост рынка облачных технологий и сервисов, которые требуют дополнительных мощностей.
– Да, «облака» – это тоже наш хлеб . Развитие облачных технологий стимулирует инвестиции, компании строят новые дата-центры и модернизируют старые. Последний пример связан с Google. Меньше месяца назад мы договорились, что компания приобретает у города 4 гектара земли, там уже скоро начнется строительство энергоэффективного центра обработки данных. Насколько я понял, его строительство связано с развитием облачных сервисов. Amazon и Microsoft тоже увеличивают мощности своих дата-центров. Для нас это важно, помимо всего прочего, тем, что потребности города в центрах обработки данных тоже растут, мы арендуем мощности в том числе у крупнейших ИТ-компаний, а главное – получаем экспертизу. Нам тоже нужны “облака”, мы будем их активно использовать. По сути корпорации создают в городе для своих целей гигантскую инфраструктуру, которую мы сами можем использовать при необходимости. У Дублина сейчас вряд ли нашлись бы средства на инвестиции в такие мощности.

Montevetro – офисное здание Google в Дублине. Фото: Google


– У города есть какая-то программа, стимулирующая развитие этого рынка? Как развитие дата-центров пересекается с другими вопросами городской политики – регулированием землепользования, градостроительства, архитектуры?
– С хайтек-компаниями работает отдельная служба. Вообще, столько же внимания мы уделяем разве что пивоваренному рынку. Специалисты службы подбирают лучшие места для строительства, помогают с юридическим оформлением прав аренды или собственности. Город предлагает корпорациям собственные услуги по сервису и поддержке – например, клининг, организацию питания, проведения обучающих семинаров. Экономический эффект еще и в том, что мы целевым образом готовим сотрудников для конкретных корпораций. Например, IBM знает, что через год им понадобится некоторое число программистов того или иного профиля или технически грамотные сотрудники колл-центров. Мы предлагаем им персонал фактически под ключ. Это стимулирует рынок образования, а заодно является частью плана по минимизации безработицы. Наконец, мы консультируем по вопросам недвижимости. Недавно Google купила здание около Городского парка – мы его специально придерживали по их просьбе. А до этого компания приобрела за €99,9 млн офисное 15-этажное здание Montevetro, которое рассчитано на 2000 сотрудников
– При этом в своем выступлении вы сказали, что хайтек-компании дают городу в результате больше, чем вы можем им дать.
– Я не преувеличивал, их присутствие влияет на все стороны жизни города. Кластер дата-центров – это не только гарантия прихода в город крупных и ответственных налогоплательщиков, это еще и инструмент для повышения качества управления городом. Двойной эффект. Если бы меня спросили, что я предпочту – автосборочное предприятие или дата-центр Apple, которого у нас еще нет, я бы безоговорочно выбрал второе. Первоначальные инвестиции в первом случае были бы в разы больше, но долгосрочный эффект меньше.

Я уже упоминал экспертизу и инфраструктуру, но появляются и каналы выхода на компании американской Силиконовой долины. В Дублине есть свои технопарки и инновационный кластер, но некоторые апробированные технологии мы предпочитаем импортировать. Нам легче договариваться о конкретных проектах, легче формировать проектные команды и управлять совместными задачами. 

– Какие самые известные примеры совместных проектов? 
– Вместе с IBM и его дублинским центром инноваций мы внедряли информационную систему управления SAP, предназначенную для всех городских служб. Задача была поставлена следующим образом: не только связать воедино информационные системы разных учреждений – от казначейства до службы управления светофорами, – но и вывеcти публичные данные этой системы для конечных пользователей, горожан, через единый удобный интерфейс. Внутренний этап уже реализован, публичный доступ по плану должен быть организован в течение двух лет. Через единый портал пользователь должен по своему ID получать городскую статистику, а также информацию, необходимую для повседневной жизни: когда его дом будет проверен санитарными службами, как поменялось расписание общественного транспорта в его квартале, сколько продлится ремонт соседней улицы, где выделено пятно под застройку нового гипермаркета, и т.д. Любая информация должна фильтроваться по разным категориям и географическим меткам. Например, мы сейчас сидим в гостинице: будь здесь эта система – мы бы с вами смогли узнать, какая в этом квартале экологическая обстановка по последним данным служб, где ближайшие государственные аптеки, сколько в среднем длится пробка на перекрестке. 
– Но для правительства крупного города договориться с IBM и SAP, в любом случае, – не самая сложная задача.
– Да, но не будь IBM под рукой, все бы это делалось дольше и мучительней. Завязываются контакты, лучшие специалисты на расстоянии вытянутой руки. Благодаря таким контактам, Дублин, раньше многих американских городов, параллельно с Нью-Йорком, стал повсеместно устанавливать мусорные контейнеры BigBelly Solar. Они работают на солнечных батареях, компрессорный механизм внутри сжимает мусор по мере его поступления в контейнер. Емкость таких баков в 6 раз больше, чем у обычных контейнеров аналогичного размера, они заполняются дольше, сокращая при этом количество выездов обслуживающей машины. Но главное – там установлен индикатор, передающий по беспроводным сетям информацию о заполняемости бака обслуживающей компании и в единый городской информационный центр. Вы не представляете, какой спектр эмоций переполняет мэра большого города, когда он может в любое время суток проверить, как вывозится мусор на каждой конкретной улице, не переполнены ли урны. Это долгое время было моей любимой игрушкой. Но, если серьезно, – всем понятно, что это первый маленький шаг к великой революции управления городами. Я завидую своим последователям: лет через 10 они уже смогут удаленно управлять любым элементом городского пространства – от крышки канализационного люка до качество хранения еды в городском зоопарке. Конечно, это не в прямом смысле управление, это контроль, но качество контроля в конечном счете определяет качество управленческих решений.

Контейнер BigBelly Solar в Дублине. Фото: bigbellysolar.ie


– Расскажите про ваш проект “Умный город”. Что задумано и что уже получилось?
– Несколько лет назад Дублин стал участником экспериментального проекта Intelligent Cities for the New Generation («Умные города для нового поколения»). Помимо нас, в эксперименте участвовали Барселона и Хельсинки. Цель его была в том, чтобы попробовать построить модель так называемого thin-skinned city, «тонкокожего» города, восприимчивого к реакции, пожеланиям, настроениям его жителей. Модель нам в результате показалась перспективной, и мы, совместно с несколькими городскими институтами, сейчас занимаемся ее проработкой. Цель – чувствительная городская среда, которая объединяет все возможные ресурсы, чтобы обнаруживать и устранять проблемные точки. Во-первых, техническая инфраструктура. Вот есть индикаторы у мусорных контейнеров – это такая показательная инициатива. Есть камеры наблюдения. Есть веб-камеры на общественном транспорте, агрегирующие информацию о городских пробках. Есть информационные сенсоры для туристов. Есть публичные сети беспроводного интернет-доступа, которые позволяют нам анализировать плотность туристических потоков в разных точках города. Есть стандартные механизмы – системы бронирования билетов в музеи, смарт-карты для туристов, транспортные карты и терминалы продаж билетов. 
– Это, в общем, стандартная начинка современного мегаполиса.
– Это первый уровень. Второй уровень – это city users, городские пользователи. Они должны наравне с технологиями стать источником информации, инструментом контроля городской жизни. Каждый совершеннолетний житель города через свой ID будет получать доступ к городскому пользовательскому порталу, который мы называем Urban Mediator («Городской посредник» – Slon). Заодно ему будет предлагаться мобильное приложение с различной функциональностью. Это не только мобильный доступ к городской информации, это еще и возможность влиять на городские процессы. Ключевые элементы городской инфраструктуры – транспорт, магазины, парковки, пабы, городские парки, что угодно – будут каталогизированы, получат категории и специальные метки в формат QR-кодов. С их помощью пользователи смогут оперативно реагировать на любые проблемы городской жизни, считывая коды с помощью мобильных устройств и отправляя комментарии, пожелания и рекомендации в публичный или непубличный доступ портала. Сломан таксофон, разбита витрина информационного киоска, не работает Wi-Fi в парке, неполадки в общественной электросети, загрязненный пруд, автобус пришел не вовремя, не работает стойка проката велосипедов Dublinbikes, – то, с чем все мы сталкиваемся в городкой жизни. Дальше городские службы на зафиксированную проблему должны среагировать, четко понимая о каком объекте идет речь. К этому будет приложен сервис QA – городская служба вопросов и ответов, где ответы на вопросы будут давать сами жители города. Там же должен быть каталог мобильных приложений, полезных жителю большого города – некоторые приложения город будет заказывать разработчикам самостоятельно.То есть город как социальная сеть, только полезная. И одновременно создается большая экосистема мегаполиса – город и пользователи взаимовыгодно взаимодействуют друг с другом, юзеры зависят от информации, предоставляемой системой, в той же степени, что и система от информации юзеров. 
– Вы уверены, что современный горожанин, в жизни которого и так неизбежно присутствует сразу несколько социальных сетей, готов стать активным участником еще одной?
– Самое важное – это простой, удобный и доступный софт. Сейчас мы думаем только об этом. Дальше будет легче. Мне кажется, пользователи разделяют социальные сети как средство коммуникаций и социальные сервисы как средства улучшения качества жизни, работы. При этом социальные сети стремятся к глобальности, все настроено так, чтобы пользователь последовательно расширял круг своего общения, преодолевая сообщества, границы и пространства. Дублин – большой город, но у него есть границы и это будет локальная социальная сеть, которая варится в собственном соку, замкнута в себе. В этом ее преимущество. Более того, вся наша стратегия – это управление на микроуровне, на уровне даже не районов, а отдельных кварталов. Социальный сервис очень хорошо подходит для создания локальных сообществ горожан. Например, он будет помогать решать общие вопросы жителей одного дома. Каждый дом – как один из элементов сети со своей меткой и своими юзерами. Или паб на углу – во многих кварталах именно они являются центром общественной жизни: проблемы каждый вечер обсуждаются там за пинтой пива, соседи выясняют отношения и решают совместные проблемы. Активная среда есть, это видно и по Facebook, по дублинским сообществам в этой социальной сети. Но это несистематизированная информация, нам же важно, чтобы она в удобной форме и оперативно доходила до тех, кто с ней должен работать, – городских служб. Конечно, мы будем активно рекламировать сервис, у города для этого есть все возможности. Кроме того, думаю, появится играфицированное городское приложение – те, кто активно участвует в городской жизни, будут получать дополнительные баллы, которые потом выльются в бонусы со стороны города – привелигированный доступ на городские мероприятия, льготы в общественном транспорте и др. 
– Город как-то поддерживает частные инициативы, финанирует их? Может быть, выступает в качестве своеобразного венчурного фонда?
– В идеале, город и должен быть похож на венчурный фонд. Это касается не только высокотехнологичных стартапов, потенциально полезных городу, но и в целом – любых бизнес-проектов, инициированных гражданами, но требующих дополнительной финансовой поддержки. У Дублина есть служба проектного финансирования. Она рассматривает заявки на городские стартапы, отбирает лучшие и инвестирует в них. Как и венчурный фонд, мы в определенный момент выходим из стартапов, стараясь получить профит. То есть проект должен иметь коммерческий потенциал. Второе условие – он должен быть локализованным, то есть вписываться в городские сервисы и задачи. Даже если нам принесут грандиозную идею, которая может покорить мир, мы порекомендуем обратиться в профессиональный венчурный фонд.
– Заявок много? Что предлагают?
– Заявок много. Каждый год мы выбираем пять проектов. Три из пяти, как правило, доходят до конечной реализации. Тематика очень разная – в большинстве случаев это приложения и интернет-сервисы, но бывает и разный уличный малый бизнес. Недавно мы профинансировали проект геолокационного аудиогида по городу – идея простая, но здорово продуманная, и имеет готовое техническое решение. Описан каждый метр центрального Дублина, система определяет, где ты идешь и сопровождает поход аудио-лекцией, дополнительной инфографикой в смартфоне и элементами дополненной реальности. Я пользовался. Если бы у меня было хоть какое-то свободное время, гулял бы с этой штукой по городу круглосуточно