Pinterest – главная звезда рынка социальных сетей последних двух лет – на прошлой неделе открыла свободную регистрацию. До этого в соцсети работала система инвайтов – несмотря на это Pinterest побила все рекорды по динамике роста, быстрее всех в истории преодолела отметку 10 млн зарегистрированных пользователей и стала третьей по популярности социальной сетью США.

Идею социальной сети, предназначенной для коллекционирования красивых картинок, придумали три друга в 2009 году. С тех пор концепцию «сетки картинок» скопировали сотни сайтов и сервисов – она стала безусловным рыночным стандартом . 

Незадолго до открытия свободной регистрации Slon поговорил с одним из основателей Pinterest и ее главным дизайнером Эваном Шарпом

Шарп отказался говорить о бизнес-показателях компании, инвестициях и обсуждать подробности ее экспансии (в том числе региональной), но рассказал об аудитории социальной сети и ее особенностях. 


Эван Шарп, cооснователь Pinterest

 Аккаунт Шарпа в Pinterest
– Pinterest признана самой быстрорастущей социальной сетью за всю историю. Насколько этот рост был запрограммирован? Ожидали ли вы такого результата на стадии запуска?
– На стадии запуска были прогнозы по динамике роста аудитории, без этого мы не могли бы рассчитывать на стартовые инвестиции. Но рост оказался выше прогнозов, это правда. Я думаю, нам во многом повезло: на тот момент рынок соцсетей переживал трансформацию – визуальный контент стал замещать текстовый везде. Делал первые шаги Instagram, число фотографий и картинок в Facebook росло в геометрической прогрессии. Мы этого еще до конца не понимали, но интуитивно чувствовали. Бен (Бен Силбермен, сооснователь Pinterest, CEO компанииSlon) тогда увидел на моем компьютере сетку из фотографий, которую я нарисовал для личного пользования и которая стала прообразом существующего макета, и закричал: «Что это за скучные картинки! Ничего более унылого я никогда не видел!». Это были фотографии разных пирогов – их приготовила моя тетя специально для фотоконкурса какого-то кулинарного журнала и попросила их отсортировать. Потом выяснилось, что на этих якобы унылых картинках с едой и интерьерами можно сделать целую соцсеть (сейчас категория «Еда» в Pinterest растет быстрее всего – Slon). 

По данным ComScore

, с марта 2011 года по март этого года Pinterest продемонстрировал феноменальный рост уникальных посетителей – в 4377%. За это же время Facebook увеличила количество уникальных посетителей только на 4%.

– В последние несколько месяцев есть ощущение затишья, да и растет соцсеть уже не так быстро.
– Думаю, в ближайшее время вы узнаете о мерах, которые позволят поддержать нам прежнюю динамику (разговор состоялся до того, как Pinterest ввел открытую регистрацию, без инвайтов – Slon). 

В любом проекте промахов, косяков больше, чем идеальных конструкций. А они, получается, взяли и скопировали наши косяки. Уязвимая позиция

– У Pinterest, как и у любого успешного стартапа, много клонов. Причем копируют не только модель соцсети, но и сам подход к дизайну – сетку из картинок. Как вы к этому относитесь? Насколько эти клоны, на ваш взгляд, удачно исполнены? И планирует ли соцсеть что-то предпринимать в связи с этим?
– Мы не думаем про них. Точнее, так: мы не думаем про все эти клоны на текущем этапе развития. Но не исключаем, что задумаемся позже. Если не обращать внимание на разные юридические вопросы, то я, например, не вижу в клонах ровным счетам никакого зла. Любой оригинальный сервис, получивший пользовательскую популярность и создавший новый рынок, – это больше, чем дизайн и концепция. Это... Я тут вспоминаю, что виделся на какой-то конференций с одним из создателей немецкого аналога Pinterest (видимо, речь идет о Pinspire.de – Slon). Он не очень понимал, кто я, и долго рассказывал, как хорош его проект, описывал его, даже показывал макеты. А я ему: «Вижу, я же вот этими руками все это когда-то и нарисовал». Он тут же: «Ну тогда вам точно должен понравиться наш сайт!» В общем, отшутился. Но проблема в том, что мне и их сайт не понравился, и наш сайт не очень нравится до сих пор. В любом проекте промахов, косяков больше, чем идеальных конструкций. А они, получается, взяли и скопировали наши косяки. Уязвимая позиция.

У Pinterest 

множество клонов

 в разных странах

показательные примеры: немецкий 

Pinspire.de

 и российский 

Pinme.ru

. Леди Гага создала очень похожую на Pinterest соцсеть 

Little Monsters

, а производителям порнографии модель Pinterest 

показалась очень удобной

 для распространения соответствующего контента

– А какие главные ошибки вы допустили?
– Просто идеальные конструкции – это всегда стратегия, это долгий процесс. Любой интернет-сервис первые лет 5, если вы строите настоящий бизнес, а не просто создаете произведение искусства – это лишь бета-версия, то есть совокупность разнообразных ошибок, которые нужно исправить. Иначе мы нынешний текущий результат и не рассматриваем. А называть конкретные ошибки я, конечно, не буду. Могу сказать только, что через несколько лет Pinterest, если у нас все получится, сильно изменится.
– Если верить разным исследованиям, у Pinterest очень велика доля женской аудитории. Это так? Вы стремились к этому? Или считает такую диспропорцию проблемой?
– Мы ожидали чего-то подобного, но не в такой пропорции! Конечно, мы видели разные исследования, показывавшие, что женщины больше потребляют визуальный контент в интернете, что они его лучше воспринимают и т.д. Более того, дизайн Pinterest, некоторые его детали создавались с расчетом именно на эту аудиторию. Но – и это к вопросу об ошибках – переусердствовали. Вообще, сейчас доля женской аудитории постепенно снижается. По нашим прогнозам, через год-полтора такой диспропорции уже не будет.
– А почему снижается? 
– Она стала снижаться по мере того, как мы стали проникать со своими плагинами на другие сервисы и информационные сайты. Как только аудитория поняла, что Pinterest больше самого себя, что его начинают использовать как инструмент продвижения другие площадки, что-то изменилось.


Основатели Pinterest

Пол Скиарра, Эван Шарп и Бен Сильберман. Все трое до запуска соцсети не имели никакого отношения к программированию и интернету. Один работал аналитиком, второй архитектором, третий управленцем.

Здесь

Эван Шарп рассказывает

, как хобби превратилось в бизнес. А 

в этом видео

 свою версию излагает Бен Сильберман.

– Сейчас много говорят о поколении визуалов. Рассуждения о том, что картинка вытесняет из интернета текст, стали общим местом. Pinterest самим своим существованием сделал для этого немало. Вы как дизайнер сами считаете, что картинка победила текст окончательно, или главная битва еще впереди?
– Я бы поставил вопрос по-другому: почему картинка хуже или лучше текста? Мы же постоянно говорим о качественном различии. Cмешно, что мы задумались об этом уже потом, когда Pinterest заработал. Нужны были разные рыночные аргументы для поиска инвесторов, потому было решено провести исследование нашей аудитории. Гипотеза заключалась в том, что такая соцсеть при правильной настройке может выполнять не только развлекательную и коммуникативную функцию, но и информационную – на равных конкурировать с большими медиа.

Мы не смотрим на Pinterest исключительно как на сервис визуального контента. Для нас это полноценное социальное медиа.

– Как проводилось исследование, и что оно показало?
– В эксперименте участвовало 700 человек, обычных пользователей. Мы каждый день в течение недели брали около 30 новостей из разных источников – CNN, Huffington post, AP и т.д. К каждой новости наши дизайнеры создавали изображение разной степени информационной насыщенности – это могла быть подробная инфографика, коллажи, карикатуры, просто фотографии. Самый простой и одновременно самый сложный элемент – изображение-ассоциация, изображение одного предмета или человека, как-то связанных с новостью по контексту. Дальше мы последовательно в течение дня выводили эти изображения половине пользователей, которые участвовали в эксперименте. Делалось это через специальный интерфейс – очень похожий на наш. А вторая половина читала в том же интерфейсе тексты новостей без картинок. В конце дня пользователи должны были честно письменно зафиксировать, какие новости они запомнили, что из них поняли, описать информационную картину дня. 
Я не вспомню сейчас точные цифры, но пользователи, получавшие визуальную информацию, в среднем описывали 70% новостей, а те, кто читал классические сообщения, с трудом вспоминали и 50% новостей из общего потока.


В мае Pinterest привлекла инвестиции на сумму $100 млн, при оценке компании в $1,5 млрд. Всего с момента основания в социальную сеть вложили около $150 млн. На фото

инвесторы-ангелы, Джереми Стоппельман, основатель и CEO Yelp, и Скотт Белкси, 

основатель и CEO Behance, поверившие в Pinterest на самой ранней стадии.
– В принципе, это же не новость. Интернет-медиа и традиционные СМИ уже несколько лет дрейфуют в сторону большей визуализации информации.
– Мы понимали, что это не сенсация. Но, в то же время, нам стало понятнее, с каким материалом работаем. Мы в результате не смотрим на Pinterest исключительно как на сервис визуального контента. Для нас это полноценное социальное медиа. Мы не для того, чтобы радовать глаз, а для того, чтобы поставлять информацию. Исходя из этого понимания, мы и планируем развиваться. 
– А не было идеи создать по этой же модели исключительно информационный сайт – фотографии, графика и пр. по текущим новостям?
– У нас – нет. Зачем? Кажется, у других были такие попытки, но вообще даже удивительно, что никто еще не сделал полноценный информационный Pinterest, ограниченный исключительно информационным контентом. С другой стороны, крупнейшие интернет-издания и газеты уже сидят на нашей площадке и, наверное, не видят в этом смысла.

Больше змей – думаю 60%. Еще 30% кротов.
А меньше всего муравьев

– В одном из интервью вы говорили, что очень хорошо понимаете пользователей Pinterest, что вы сам как они. Как вы видите свою аудиторию? Чем она, например, отличается от аудитории Facebook? В чем ее индивидуальность? 
– Мы классифицируем аудиторию в первую очередь по типу потребления контента. Как люди обычно потребляют визуальный контент? Есть три психологических типа считывания изображений – независимо от их художественной ценности и того, где они физически расположены – в интернете, книгах, на лицах, в музеях и т.д. В прошлом году я даже попытался каждому типу дать какое-то определение. В результате все свелось к животным – это очень близко визуальному интернету, как вы понимаете. 
Есть змеи. Звучит неприятно, но аналогия с потреблением правильная. Змеи буквально заглатывают пищу. Так же и этот тип пользователя: посмотрел на картинку, и она оказалась у него в памяти как некая целая, завершенная конструкция. 
Есть муравьи – они растаскивают любую картинку на десятки деталей, каждая деталь для них самоценна, а некоторые детали важнее предыдущих. Это дробное потребление, в изображении находится еще множество изображений. Ну, например, у меня есть приятель, который очень любит «Весну» Боттичелли, но для него это лишь картина с лугом, на котором цветут сотни цветов, а Венера и остальные герои где-то на втором плане. Это очень схематичный пример, но психотип описывает точно. 
Третий тип – кроты. Они слепы, но очень чутко реагируют на звуки, шум. Этот тип воспринимает не само изображение, а изображение в контексте– ему важно не то, что он видит, а то, что с этим связано: как это изображение создавалось, кем, когда, при каких обстоятельствах, что там изображено с точки зрения исторического, политического, экономического контекста. Этому типу важен фон. 
– Какой-то тип доминирует?
– Больше змей – думаю 60%. Еще 30% кротов. А меньше всего муравьев. 
– Это умозрительное заключение? Как вы подсчитали?
– Это то, что мы знаем о своей аудитории. Результаты опросов, фокус-групп. Эти данные важны бизнесу, который думает о том, чтобы продвигать свои бренды в Pinterest, или уже это делает. Мы должны продавать не только рост аудитории, но и ее характеристики. Причем они в нашем случае специфические. Если к нам приходит крупный бренд, я могу объяснить ему, как в его случае работать с брендированными картинками, какие картинки лучше считывает и воспринимает большинство и как при этом захватить внимание остальных. 
В этом смысле, мне кажется, у нас есть преимущества перед универсальными соцсетями. Есть один элемент – картинка – от которого можно отталкиваться, выстраивая коммуникации с пользователям. У Facebook таких элементов больше, механизмы взаимодействия с аудиторией намного сложнее. 

http://www.youtube.com/embed/e5FM-VcE7UA


Pinterest уже активно используется брендами для продвижения своих услуг или товаров. Компания 

получает

 отчисления, если пользователь перешел по ссылке с фирменной картинки на сайт рекламодателя и что-нибудь купил. На видео

пример продвижения компании Uniqlo.

– Но, все равно, не очень понятно, как это работает на практике. Вот все эти бесконечные изображения из категории «еда»: красивые фотографии кексов, фруктов и пр. – примитивные картинки, как их можно по-разному воспринимать и «считывать»?
– Наоборот, это очень понятный пример. Во время работы с компанией Whole Food Company, продающей натуральные экологические продуты, проводилось несколько экспериментов с фотографиями. Когда мы делали картинки, отталкиваясь от восприятия самого популярного типа потребления, почти 80% пинов подписчики копировали в свои профили. Как только мы чуть меняли стилистику, число перепостов сокращалось. И дело не в том, что картинки красивые или некрасивые – они все делались профессиональными фотографами и радовали глаз. Дело в композиции, в каких-то деталях, в фонах. Например, важно, чтобы посуда была нейтральных цветов, иначе концентрация пользователя снижается и он изображение, что называется, «не съедает». Мы пытаемся найти некое общее правило, сформировать список обязательных элементов, которые позволяют точно попадать в аудиторию. 
– Неизбежная проблема визуальной соцсети – это копирайт. Например, у вас уже был конфликт с фотосервисом Flickr. Вы не боитесь, что это станет системной проблемой?
– Я не могу комментировать наши отношения со сторонними сервисами. Но качеством контента мы очень озабочены. Как и соблюдением авторских прав. Думаю, уже в этом году появятся программные наработки, которые позволят это проблему частично решить. 

Pinterest по своей архитектурной философии,
как мне видится, – ар-деко

– Вы архитектор по образованию. При этом давно уже занимаетесь дизайном в интернете. Помогает ли архитектурное образование в этом деле? Что общего между архитектурой и созданием сложным интернет-сервисов?
– Это, вообще, очень интересная и старая тема – как применить архитектурное образование, архитектурные навыки в интернете. Я думаю, что пока мы долго это обсуждали, все встало на свои места. Архитектура работает с пространствами – личными, общественными, сервисными и т.д. В этом смысле интернет давно уже стал таким пространством архитектуры. И базовые принципы, которыми руководствуются архитекторы при строительстве зданий или работая с пространственным дизайном, – они применимы и в интернете. Здесь нет физического материала, но во всем остальном я почти не вижу различий. В интернете есть свои архитектурные школы, свои стили, есть фасад, есть внутреннее наполнение здания-сайта. И, что важно, речь идет не только о дизайне, но и о структуре, которая давно уже важнее каких-то внешних украшений. 
– Какие «архитектурные школы» в интернете, как вам кажется, уже сформировались?
– Не пробовал все это серьезно классифицировать. Но Pinterest по своей философии, как мне видится, – ар-деко. Картинка, визуализация являются системной частью его архитектуры. Google почти во всех своих проектах эксплуатирует функционализм, вся архитектура его сервисов состоит из самодостаточных блоков. Facebook – нагромождение конструкций и одновременно стремление к минимализму, компактности, чистый конструктивизм. Но, возможно, это профессиональная деформация, и они все мне просто такими видятся.