Компания Google запустила облачный сервис Google Play – он предназначен для хранения на серверах компании музыки, фильмов, книг и приложений. Частью Google Play с сегодняшнего дня становятся отдельные интернет-магазины компании Android Market (Android-приложения), Google Music (музыкальный контент) и Google eBookstore (электронные книги). Для российских пользователей нововведение пока означает одно: Android Market получит новое название Google Play Store и дополнительную возможность хранения всех приложений, скачанных на компьютер или смартфон, в едином «облаке». Остальной контент от Google, который можно собирать в новом облачном хранилище – музыка, фильмы, книги – нам пока недоступен. Такая возможность есть у пользователей из США, Канады, Великобритании и Японии.

Про то, что Google готовит облачный сервис, говорят почти год. Проект ожидаемый и назрел давно. Крупнейшая интернет-компания выходит на этот рынок последней: у Apple уже давно есть iCloud, у Amazon – Cloud Drive, у Microsoft – SkyDrive. Однако прогнозировалось, что Google предложит универсальный облачный сервис для хранения и синхронизации любого типа пользовательского контента: от мультимедиа до документов и других личных файлов. Вместо этого компания предлагает другую модель – это контентный облачный хаб: то есть, придерживаясь аналогии с сервисами главного законодателя мод, Apple iTunes Store, iBooks и iCloud в одном флаконе.

Мотивы интернет-компании понятны. В случае с Google создание универсального облачного хранилища – задача нетривиальная. У компании есть сервисы, которые на некоторых участках успешно берут на себя облачные функции. Есть Google Docs – отличный продукт, предназначенный не просто для хранения и синхронизации документов на всех устройствах, но и для прямой работы с ними. Есть, как ни странно прозвучит в этом контексте, Gmail: по данным независимых исследований, не меньше 35% активных пользователей предпочитают хранить документы и файлы (в том числе и тяжелые – музыку и фотографии) прямо в почте. Она тоже доступна со всех устройств и поддерживает прекрасные инструменты сортировки – ничего противоречащего логике в этом нет, средний пользователь практичнее и мудрее, чем кажется. 

Но скорее всего, решение о создании именно контентного облачного сервиса связано не только с невозможностью вписать в универсальную модель другие свои самодостаточные продукты, имеющие похожие функции. Это, в конце концов, – тактика. Легко себе представляю, как Google объявляет, что частью Google Play, наряду с приложениями, музыкальным и книжными сервисами, становится Google Docs – путано, непонятно, но, в конечном счете, ко всему можно привыкнуть. Более того, не исключаю, что все слухи про файлохранилище Google Drive – и не слухи вовсе, а реальные планы компании. Будет у нее несколько облачных сервисов, ей не привыкать к такой дифференциации. 

Но Google Play – это стратегия. И по своему замаху она, как представляется, будет иметь куда более значимые последствия, чем, например, противоречивые эксперименты интернет-компании с социальными сетями. Применимо к Google не принято говорить об экосистеме. Есть бесспорная экосистема Apple – великая и ужасная, предельно замкнутая на себе, государство благоденствия с неприступными границами, на мой взгляд, в конечном счете, самое великое достижение Стива Джобса. Google на этом фоне всегда смотрелся либеральной империей с амбициями спасителя человечества, действующей и побеждающей без армии, исключительно силой убеждения. Система Android с магазином, открытая и хаотичная. Миллион сервисов, из которых в стабильном режиме живет лишь флагманский костяк, остальные закрываются и открываются, их меняют как перчатки. Поиск, вокруг которого эта империя выстраивалась, давно потерян из виду. Полководцы расширяют границы уже где-то на периферии своего государства. Недавние заявления Ларри Пейджа о том, что Google недолго будет оставаться исключительно поисковой компанией, являются лишним тому подтверждением. 

Но если не поисковой, то еще какой? Ведь речь идет не просто о приоритетах, компания при желании и текущих ресурсах может выйти на любой смежный рынок. Речь идет об источнике прибыли, равнозначному рекламному поисковому рынку. Google Play – ответ на этот вопрос. Компания строит централизованную систему продаж контента, которая, по всей видимости, и скрепит границы хаотично расширяющейся империи. И Google к этому подготовилась: не будем забывать, что с 1 марта заодно заработали единые правила для всех сервисов компании, что вызвало большую дискуссию. 

Запустив Google+, компания вышла на поле Facebook. Запустив Google Play, она внедряет у себя модель Apple. Централизованные продажи контента, как показывает опыт конкурента, это всегда вертикаль. А вертикаль – это уже другой Google.