Система GPS сегодня используется во множестве самых различных областей, таких как судоходная навигация, авиационное сообщение, транспортная логистика, финансовые транзакции, синхронизация времени и прогнозирование погоды. Как выясняется, работа ключевых узлов каждой из этих систем теоретически может быть нарушена простейшим глушителем сигнала, который уже можно без проблем купить в интернете меньше чем за $100.

Глушащие GPS-сигнал устройства получили распространение у дальнобойщиков, которые таким образом пытаются скрыть свое действительное местоположение от трекинговых систем транспортных компаний. Некоторые страны (Нидерланды, например) всерьез рассматривают возможность использования определения координат автомобилей с помощью GPS для того, чтобы взимать оплату за проезд по платным автомагистралям – и это наверняка расширит круг пользователей «глушилок».

Впрочем, накладки случаются и без вмешательства внешних систем. Так, в 2008-м году сирийский водитель грузовика отклонился от своего маршрута на более чем 2000 км, оказавшись в Великобритании вместо Гибралтара из-за путаницы в географических названиях в своем навигаторе. Было подсчитано, в среднем один из каждых 50 водителей, регулярно пользующихся GPS-навигацией, попадал по вине показаний системы в дорожные происшествия. В среднем один из трех водителей по вине GPS систем выбирает не самый оптимальный маршрут.

А о том, что несовершенство GPS-систем может стать «бутылочным горлышком» для развития других технологий, заговорили после того, как компании LightSquared в США было отказано в лицензии на развертывание сетей связи, построенных на технологии LTE. Федеральная комиссия по связи США (FCC) заключила, что помехи, создаваемые сетью стандарта LTE, могут стать причиной искажения координат, передаваемых спутниками GPS. Потенциальный ущерб от некорректной работы GPS комиссия оценила в $96 млрд в год, и никакого практического способа снизить негативное влияние стандарта связи LTE на системы GPS-навигации на данный момент не существует.

Теперь речь идет уже о потенциальной опасности серьезных техногенных катастроф. Financial Times сообщает о результатах тестов, проведенных транспортными ведомствами Великобритании. В ходе эксперимента было установлено, что некоторые устройства и даже самые простейшие «глушилки» способны исказить геодезические данные, получаемые навигационными системами крупных судов. Интерференция, вызванная одним из таких устройств, заставила навигатор показывать, что одно судно шло по земле через город Белфаст, тогда как в действительности оно, конечно, находилось в море. Дэвид Ласт, инженер-консультант, специализирующийся на системах радионавигации и связи, считает, что крупная катастрофа, вызванная помехами в приеме GPS-сигнала на таком узком и загруженном участке морского сообщения как Ла-Манш, в следующие десять лет практически неминуема. Неужели вся надежда на ГЛОНАСС? Ну или на китайский «Бэйдоу».