Крупнейший в мире скидочный сервис Groupon подал заявку на проведение IPO, в ходе которого он намерен привлечь $750 млн. Этой новости рынок ждал с начала года. После того, как Google сделала предложение о покупке сервиса (по неофициальной информации, оценив его в $6 млрд) и получила сенсационный отказ, основатель компании Эндрю Мейсон заявил, что IPO неизбежно: Groupon критически нужны средства для развития. Компания уже опубликовала предварительную оценку своей капитализации ($9,8 млрд), показав, что она о себе куда лучшего мнения, чем Google. И даже при этом многие считают, что Groupon сильно скромничает: сервис в результате IPO может быть оценен в сумму от $15 млрд до $25 млрд.

Куда важнее предсказуемой новости про IPO оказалось то, что Groupon опубликовала ранее неизвестные финансовые показатели своего бизнеса. Теперь мы можем посмотреть и оценить, как на самом деле устроен скидочный рынок, на котором только Groupon за два года выросла на 2241%.

У Groupon действительно стремительно растет выручка, и она, как и предсказывалось, еще может заработать первый миллиард долларов быстрее, чем любая другая компания в истории. Но чистой прибыли пока не видно. Прошлый год сервис закончил с убытком в размере $413 млн. В этом году убытки нарастают еще быстрей: только за I квартал 2011 г. потеряно $103 млн. Groupon до сих пор много инвестирует в привлечение новых пользователей. В 2010 г. и I квартале нынешнего года расходы Groupon на онлайн-маркетинг составили $241,5 млн. Это лишний раз подтверждает уязвимость компании в условиях усиливающейся конкуренции: Google с ее скидочным сервисом сможет серьезно минимизировать маркетинговые расходы за счет внутренних ресурсов и собственных интернет-площадок. Скорее всего, в этом году вырастут расходы компании и на приобретения своих многочисленных клонов в разных регионах мира. Более того, по одной из версий, Groupon придется поглотить одного из конкурентов (например, LivingSocial) на американском рынке, чтобы закрепить свои лидерские позиции.

Интересно, что 83 млн подписчиков сервиса (при этом неизвестно, сколько из них активных) обслуживает всего 57 тыс.продавцов товаров и услуг – серьезный аргумент в пользу распространенной версии об ограниченности скидочного рынка. Критики Groupon давно говорят о том, что спрос потребителя на скидки в разы выше, чем спрос продавцов на этот инструмент маркетинга; в результате рано или поздно компания столкнется с дефицитом предложения. 

ИСТОЧНИКИ: GROUPON, BUSINESS INSIDER.