©Flickr.com/ cheech7

Игровая индустрия на пороге перемен. В сентябре компания Agawi объявила о заключении партнерского соглашения с компанией Microsoft: стриминговый игровой сервис Agawi будет доступен всем пользователям любых устройств под управлением операционной системы Windows 8. Социальные игры из Facebook, многопользовательские браузерные РПГ и высокобюджетные проекты ААА-класса – все это будет попадать на компьютер, ноутбук или планшет пользователя прямиком из фирменной платформы облачных вычислений Microsoft Azure. 

Неужели бессмысленная «гонка вооружений» – наращивание вычислительных мощностей – действительно подходит к концу? Действительно, через какое-то время геймерам в принципе не понадобятся физические игровые консоли и мощные компьютеры. 

Союз Agawi с Microsof – далеко не единственный пример. Первый стриминговый сервис такого рода, OnLive, был с большой помпой представлен в 2009 году на международной выставке электронных развлечений E3. Небольшое техническое отступление, важное для понимания возможностей технологии. Все необходимые для игры вычисления (обработка графики, физики, звука и прочего) производятся где-то на удаленном сервере. Соответственно, там же располагается дистрибутив игры, сохранения и прочие файлы. Любое действие пользователя обрабатывается сервером и мгновенно передается видеопотоком из «облака» на компьютер. Что для этого надо? Ноутбук, планшет, игровая приставка или любое другое устройство, включая чуть ли не холодильник с экраном и доступом в Сеть. И, конечно, широкое интернет-соединение: в теории – от 1,5 Мбит/сек, на практике – гораздо больше.

Такие облачные игровые сервисы позволяют с комфортом играть во что угодно независимо от того, сколько гигагерц и гигабайт прячется в корпусе вашего мобильного или стационарного устройства. Это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой – и уже в августе 2012 года, через полтора года после официального запуска в США, компания уволила всех сотрудников, признала себя банкротом и через пару недель принадлежала новому владельцу – инвестиционной группе Lauder Partner. 

Владельцы OnLive переоценили все: спрос, платежеспособность аудитории, технологические возможности современных интернет-каналов, наконец. Каждый месяц компания тратила на поддержание своей работоспособности около $5 миллионов. При этом пиковое число одновременных пользователей составляло всего лишь 1800 игроков; если верить расчетам аналитиков, общая пользовательская база составляла около 20 000 человек.

В то же время за месяц до банкротства закончила свою деятельность как самостоятельная компания основной конкурент OnLive – сервис Gaikai. Его основателю Дэвиду Перри, впрочем, повезло больше: Gaikai был выкуплен корпорацией Sony за $380 миллионов. Возможно, именно японский супергигант положит начало успешному использованию стриминговых игровых сервисов.

А может и нет. Число игроков, предпочитающих покупать цифровые версии игр, каждый год растет на 10% – но, согласно последнему отчету NPD, 65% геймеров по-прежнему являются приверженцами коробочных версий. Готовы ли пользователи отказаться не только от дисков с играми, но и физических игровых консолей в целом? Стоит учитывать еще вот что. До сих пор главным рынком сбыта консолей и видеоигр оставался американский – с наступающей ему на пятки Европой. При этом прониккновение широкополосного интернета в США еще в III квартале 2011 года составляло всего лишь 30,4%, в Англии, например, чуть больше – 34,3%. Так что повального распространения игр в «облаке» ждать еще долго – пока устойчивое интернет-соединение не доберется до захолустных штатовских (и не только) домохязйств. А пока Sony может, например, приспособить Gaikai для запуска классических старых игр.

Сейчас же более вероятным кажется другой сценарий. Уже сегодня мощности топовых интернет-планшетов и смартфонов если не превышают, то приближаются к возможностям игровых консолей текущего поколения. Так почему бы не использовать возможности стриминга изображения с планшета на телевизор? Полгода назад я всерьез заинтересовался возможностью игры на ТВ с помощью new iPad: фирменная технология AirPlay Mirroring позволяет передавать изображение с экрана айпэда на телевизор по воздуху, задействовав приставку Apple TV. Игр, поддерживающих эту технологию на все 100%, оказалось не так уж много – но возможность одновременной игры двух владельцев айпэдов или айфонов в гоночный симулятор (в этом случае картинка на экрана делилась надвое) удивляла. А ведь аналогичная (и плохо замеченная публикой) возможность есть и в модели Samsung Galaxy S3 – см. фирменную технологию AllShare Play. Зачем нужна отдельная игровая приставка, если можно с комфортом играть на телевизоре при помощи телефона? А уж соответствующего качества игры еще появятся.

Думаете, играть, используя в качестве игрового манипулятора планшет или телефон, – извращение? Скажите это Nintendo. Японская корпорация всегда отличалась умением улавливать нужные тренды: ее предыдущая консоль, Nintendo Wii, открыла видеоигры массовой аудитории вроде домохозяек и пенсионеров. В ноябре выходит приставка нового поколения Wii U, чей геймпад представляет собой планшет с 6-дюймовым сенсорным экраном и аналоговыми стиками. Может, после Nintendo и айпэд в качестве полноценного игрового контроллера начнет восприниматься геймерами более серьезно?