Основатель исследовательской компании Plus Eight Star и консультант сотен стартапов на азиатском рынке Бенджамин Йоффе решил ответить на вечный вопрос, который ему регулярно задают журналисты и молодые предприниматели на конференциях: может ли в нашей стране появиться новая Силиконовая долина? Отвечая на вопрос, Йоффе пишет о ситуации в Азии, сравнивая технологический и предпринимательский потенциал Японии, Китая, Южной Кореи и Сингапура. Но его выводы вполне актуальны и для России, где попытка создания «русской Силиконовой долины» близка к окончательному провалу

Йоффе выделяет 6 главных критериев качества национальной экосистемы, без которых появление высокотехнологичного кластера в принципе невозможно: это рынок, капитал, люди, инфраструктура, культура и правила. (Как тут не вспомнить давно забытые четыре «И» президента Медведева). 

Рынок. Важны одновременно его размер и динамика. Если рынок быстро растет, но при этом он недостаточно большой для запуска всего спектра перспективных технологий, инвесторы и предприниматели предпочтут вложения в традиционные отрасли. Типичный пример – Сингапур, где рост экономики и хорошая инфраструктура сочетаются с небольшим внутренним спросом. В результате стартапы, которые работают там, изначально используют страну как удобную площадку для выхода на другие региональные рынки. Силиконовая долина, предупреждает Йоффе, возможна только там, где на нее есть спрос внутри страны, а за ним уже открываются глобальные возможности. 

Капитал. Понятно, что необходимы налаженная система венчурного финансирования, большой рынок кредитования и доступные программы государственной поддержки. Страна должна быть хорошей площадкой для выхода на IPO и для продажи бизнеса (то есть нужен эффективно регулируемый рынок слияний и поглощений, M&A). Показательный прорыв в этой области совершил Китай, с нуля создав работающую венчурную систему. А Сингапур пытается решить проблему дефицита капитала за счет дешевых государственных кредитов. Фактор Эдуарда Саверина (один из основателей Facebook, который решил платить налоги не в США, отказавшись получать американское гражданство, а по месту проживания – в Сингапуре), как считает Йоффе, недооценивать тоже не стоит..

Люди. Нужен богатый рынок труда, поддерживаемый хорошей системой образования и развитым малым бизнесом. Малый бизнес (причем, в любой области, не только технологической) формирует благоприятную среду для инициативных людей, которые потом и создают лучшие стартапы инновационного кластера.
Еще одна важная составляющая – языковая. Свободный английский язык в предпринимательской среде определяет глобальные перспективы стартапов, а значит, и потенциал национальной Силиконовой долины. В том числе именно поэтому Силиконовой долины нет до сих пор в Китае, несмотря на то, что американский бизнес стремится в страну за квалифицированным и дешевым персоналом. Успешны в Китае в основном стартапы с местными учредителями и менеджментом; лишь немногие компании со 100%-ным иностранным капиталом достигают там результатов, – и во многом это связано с господством национального языка в предпринимательской жизни. Эта же проблема, пишет Йоффе, есть в Японии, Кореи и России. В качестве позитивного примера консультант приводит историю японского онлайн-ритейлера Rakuten, чей глава Хироши Микитани ввел термин «Englishnization» и обязал всех своих сотрудников (а их было более 7000 и только 10 % владело английским) за 2 года выучить английский язык. В противном случае их ожидало увольнение.

Культура. Речь идет о предпринимательской культуре. Культ бизнес-риска и предпринимательского успеха, очень развитый в США, в азиатских странах слаб. Медиа плохо тиражируют ролевые модели и недостаточно пропагандируют предпринимательство, а общество зачастую настороженно относится к предпринимателям и стартапам. В Японии, например, до сих пор не могут забыть историю стартапа Livedoor, основателей которого несколько лет назад признали виновными в незаконных сделках с ценными бумагами. Как в этой атмосфере стоить Силиконовую долину? – задается вопросом Йоффе.

Инфраструктура. Развитые каналы широкополосного интернета, мобильные сети, удобная недвижимость (технопарки – ведь времена, когда стартапы делались в гаражах, прошли), а также транспортная инфраструктура, критически важная для развития онлайн-ритейлеров. Хорошая инфраструктура помогает добиться своей цели быстрее, пишет Йоффе, отмечая, что Силиконовую долину в существующих условиях нельзя строить медленно. 

Правила. Государственное регулирование отрасли: четкие и понятные регламенты, открытая информация, разумное налоговое законодательство. Тут все понятно. И это единственный показательно, по которому США не являются абсолютным примером для подражания. Причина – их сложная иммиграционная политика.
При этом, как считает Йоффе, копировать Силиконовую долину совсем не обязательно. Есть и альтернативные модели. Первый вариант – создание инновационной экосистемы вокруг локальных бизнес-чемпионов. Китай, Япония, Корея, Россия и Бразилия обладают достаточно сильными рынками для поддержки национальных гигантов. В качестве примера консультант приводит компании Alibaba, Baidu и Sina в Китае, DeNA, GREE и Rakuten в Японии, Nexon и NHN в Корее, а также российские Mail.ru и «Яндекс», – все они доминируют на местных рынках, и именно вокруг них могут создаваться инновационные кластеры. Центрами притяжения могут быть и успешные инвестиционные фонды, работающие на глобальном рынке (например, DST Юрия Мильнера и Алишера Усманова).
Вторая альтернатива – создание и поддержка микро-мультинациональных компаний. Skype был сделан в Эстонии, Spotify в Швеции, Angry Birds в Финляндии, UberStrike (игра-шутер для Facebook и Mac App Store с рекордными показателями) в Китае. Все перечисленные проекты, по сути, могут стать и уже являются стартовыми площадками для новых успешных технологических бизнесов.