Фото: REUTERS/Larry Downing

В октябре для избирательного штаба Барака Обамы прозвучал тревожный звонок. Экс-губернатор Массачусетса Митт Ромни, который борется за выдвижение в президенты США от Республиканской партии, собрал больше пожертвований от сотрудников американских финансовых компаний, чем действующий президент. Топы Уолл-cтрит пожертвовали Ромни $1,5 млн, а Обаме – всего $270 000.

По данным исследовательской организации Center for Responsive Politics, на помощь президенту пришли компании высокотехнологического сектора. Если в 2008 году главными спонсорами Обамы были сотрудники инвестбанка Goldman Sachs, то сейчас лидерами по спонсорским взносам стали топ-менеджеры корпорации Microsoft. Всего сотрудники компаний из Кремниевой долины уже выделили Обаме $1,2 млн. Вслед за лидером – Microsoft – в списке главных «доноров» президента числятся Google, Oracle и Cisco Systems.

Почему, в отличие от финансистов и инвесторов Уолл-стрит, Кремниевая долина верит своему президенту и поддерживает его?

Обама обещает гигантские инвестиции в интернет-инфраструктуру. Для многих хайтек-компаний – это гарантия стабильного развития в ближайшие 10 лет. В марте 2010 года в США был представлен Национальный широкополосный план (National Broadband Plan), который предусматривает предоставление доступа в интернет всем жителям страны. В конце января этого года Обама, выступая с обращением «О положении страны», выразил надежду, что в ближайшие пять лет 98% американцев получат доступ к высокоскоростному беспроводному интернету. Согласно плану, к 2020 году в США должна быть развернута самая быстрая в мире мобильная сеть. Всего на развитие беспроводных интернет-сетей в США, по обещанием президента, будет потрачено из федерального бюджета $18,2 млрд. Более $10 миллиардов пойдут на организацию беспроводных сетей для служб экстренной помощи. Еще $5 миллиардов будут направлены, чтобы обеспечить американцам мобильный доступ к сети, а $3 миллиарда – на проведение различных исследований и развитие сегмента. 

Обама реформирует патентную систему. Больше месяца назад президент США подписал закон, вносящий серьезные изменения в патентное законодательство. Фактически это первая реформа в патентной сфере США за 50 лет. Во-первых, изменяется порядок определения правообладателя в спорных ситуациях: раньше он определялся по времени изобретения, сейчас – по времени подачи заявки. Во-вторых, после подачи заявки устанавливается срок в 9 месяцев, в течение которого любая другая сторона может оспорить ее правомерность. В случае поступления претензии специальная комиссия более детально рассмотрит, выдавать этот патент или нет. Закон активно лоббировался компаниями Кремниевой долины, которые давно страдают от многочисленных патентных споров. Патентным троллям станет немного сложнее добиваться своих целей. Ключевой спор последних лет – кто из заявителей первым изобрел ту или иную технологию – переходит в разряд второстепенных

Обама любит интернет, а интернет платит ему тем же. Сетевая кампания Обамы 2008 года теперь считается выдающейся. Мощный официальный сайт кандидата в президенты, использование социальных сетей (через них было привлечено более 1,5 млн волонтеров), вирусные предвыборные ролики Обамы на YouTube, как считается, во многом обеспечили ему победу. Впервые в истории США интернет сыграл столь значительную роль в президентских выборах.
Сегодня администрация президента США присутствует во всех главных социальных сетях (Facebook, Twitter, LinkedIn), у нее есть приложения для iOS и Android, а за поездками Обамы можно следить с помощью геолокационного сервиса Foursquare. 

Обама лично знаком с лидерами индустрии. В феврале президент США провел встречу с руководителями крупнейших компаний Кремниевой долины. Среди них были глава Apple Стив Джобс, основатель Facebook Марк Цукерберг, президент Yahoo! Кэрол Бартц, генеральный директор Twitter Дик Костелло, председатель правления Google Эрик Шмидт и др. Американские журналисты много писали, что во время делового ужина главы ИТ-компаний попросили президента предоставить им налоговые каникулы на возвращенную в страну наличность: корпорации обычно платят 35%-ный налог, но консорциум из Apple, Cisco, Pfizer и Duke Energy лоббируют снижение до 5%. В апреле Обама посетил штаб-квартиру Facebook в Пало-Алто, где получил в подарок толстовку с логотипом социальной сети прямо из рук Марка Цукерберга.

Обама обещает лоббировать интересы индустрии Как сообщает Bloomberg, организаторы предвыборной кампании Обамы организовали акцию «Технологии за Обаму» (Technology for Obama). Членство в этом «закрытом клубе» стоит от $25 000 до $35 800 и включает в себя обязательные пожертвования в фонд Национального демократического комитета США. При этом участники проекта обязуются продвигать кампанию Обамы в социальных сетях. В обмен члены клуба получают право лоббировать полезные для техно-индустрии законопроекты.