Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии в 2010 году. Фото: Reuters
На этой неделе метеорологическая служба Исландии, которая отслеживает и вулканическую активность тоже, подняла уровень риска для авиаперевозчиков до оранжевого уровня, четвертого в пятиуровневой классификации. Красный, пятый уровень – это уже извержение. По мнению вулканологов, если до этого дойдет, то все авиасообщение над северной Атлантикой опять будет парализовано. Стоит напомнить, что в апреле 2010 года вулкан Эйяфьятлайокудль уже показал, на что способны исландские вулканы, нанеся авиаиндустрии мира убытки в размере от 1,5 до 2,5 млрд евро.
Скрытый льдами
Подледное извержение 1996 года: маленькая черточка на фоне столба пара – самолет
Извержение может быть не очень крупным, например, как уже было в 1996 году, однако предсказать, каким оно будет в этот раз, просто невозможно. Природа может выбрать один из нескольких сценариев развития событий.
Самый безобидный вариант – это незначительное излияние лавы, протаивание ледника и появление локальных водных потоков. Местных жителей поблизости нет, а туристов уже эвакуировали, так что особой проблемы не будет. В небо поднимется огромный столб пара, но пар не мешает воздушному движению.
В случае извержения Бардарбунги вся эта масса льда испарится и взлетит в воздух
А вот если извержение начнется в центральной части Бардарбунги, то ситуация станет гораздо более минорной. Огромный ледяной котел начнет таять, и массы воды вступят в соприкосновение с потоком магмы. Если процесс затронет отложения старой магмы, можно ожидать формирование огромного столба пара и пепла, высотой от 10 до 30 километров. Это будет Эйяфьятлайокудль-2, и возможно – в усиленном варианте.
Остров уязвимости
После извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в апреле 2010 года отношение к природным процессам такого рода сильно изменилось. Прежде всего, выяснилось, что Европа не очень-то и готова к серьезным природным катаклизмам, даже таким, которые не связаны с человеческими жертвами. Всего-то выключилась на несколько дней гражданская авиация. Мир европейцев стал рассыпаться.
Например, Испания, которая председательствовала в Евросоюзе в то время, не смогла организовать экстренную телеконференцию министров транспорта ЕС. Сети оказались столь перегружены, что представители ряда стран, в том числе Финляндии, просто не смогли подключиться. В итоге конференцию провели только через четыре дня после первых запретов на полеты. Обнаружилось, что у объединенной Европы нет единого центра по действиям в чрезвычайных ситуациях, нет отработанной системы координации национальных и общеевропейских норм и правил действия в условиях ЧП.
Красная линия – рифтовый разлом, отделяющий Америку от Европы. Большое белое пятно – тот самый ледник Ватнайёкюдль, под которым прячется Бардарбунга
А Исландия обязательно нанесет новые удары. Этот остров, площадью чуть более 100 тысяч квадратных километров, принадлежит двум различным тектоническим плитам: Северо-Американской и Евразийской, которые постоянно раздвигаются в разные стороны. Для Исландии характерен непрерывный вулканизм, причем классические конические вулканы тут достаточно редки, наиболее распространен вулканизм трещинного типа. Типичный пример – вулкан Лаки. Это грандиозная цепь из 110 кратеров на тектонической трещине длиной более 25 километров.