Консорциум 4G, который с такой помпой был объявлен весной этой года, трещит по швам. Сегодня Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) признала необоснованным отстранение региональных операторов сотовой связи от развития сетей четвертого поколения. Причем, решение на этот раз жесткое и бескомпромиссное в формулировках: «ФАС считает недопустимым рассмотрение Государственной комиссией по радиочастотам вопроса о развитии сетей LTE, основываясь исключительно на предложениях «Ростелекома», МТС, «Вымпелкома» и «МегаФона» и не учитывающих предложения иных хозяйствующих субъектов».
Еще за несколько дней до решения антимонопольного ведомства появились первые симптомы того, что консорциум операторов, который должен запустить в России связь четвертого поколения, может не состояться и по другим причинам: слишком велики противоречия между участниками партнерства.
В общем, вроде бы согласованный план создания в России сетей связи 4G столкнулся с такими трудностями, которые, похоже, не оставят от него камня на камне.
А ведь мартовский пазл, на первый взгляд, сложился довольно красиво. Была сформирована кооперационная модель, для создания которой даже не понадобилось выстраивать отдельную управляющую структуру, – она уже была в лице «Скартела». Операторы «большой тройки» наконец получили доступ к качественным частотам. Государство сохранило гарантии контроля через «Ростехнологии». Акционерам «Скартела», который чем дальше, тем больше терял какие-либо рыночные перспективы, гарантировали выкуп акций. А менеджмент модного интернет-оператора Yota мог работать еще 3 года и применять свои маркетинговые таланты на общее благо.
И если противоречия внутри консорциума можно было сгладить (более того, как сообщают «Ведомости», соглашение по «Скартелу» в любом случае должно было состояться, поскольку меморандум составлен так, что выход кого-то из участников не ведет к его развалу), то решение ФАС, по сути, приводит существующую кооперационную модель в тупик. Какие варианты развития событий теперь возможны?
Вариант 1. Минкомсвязи опротестует решение ФАС. Но это маловероятно. У антимонопольного ведомства очень сильные позиции на телекоммуникационном секторе. Сами участники консорциума зависят от ФАС на своих рынках, а история с мобильным роумингом показала, что антимонопольщики способны доводить свои решения до исполнения.
Вариант 2. Операторы постараются решить вопрос по-хорошему и привлекут регионалов. В этом случае консорциум в нынешнем его виде (или даже усеченном) продолжает работу, но будет ограничен в использовании частот – сеть продолжит развитие, опираясь на частоты «Скартела» и на собственные ресурсы в отдельных регионах. Дополнительные частоты, которые необходимы для строительства общероссийской 4G-сети, будут распределяться отдельно – уже с учетом предложений региональных операторов. По сути, будет сформировано две партнерских группы строительства LTE – вокруг «Скартела» и на основе региональных операторов. Это, конечно, лучше, чем ничего. Но реальная сеть 4G, покрывающая значительную часть территории страны, в этом случае будет создана еще очень нескоро.
Вариант 3. Операторы и министерство попробуют взять ФАС измором. Ведь ФАС не предписывала наделять региональных операторов частотами, она просто возмутилась тем, что их никто не спросил. Так что Минкомсвязи для начала лишь получит предписание «об обеспечении одновременного рассмотрения Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) всех поступивших предложений по перспективному использованию радиочастотного спектра». Сейчас такие предложения начнут поступать от региональных операторов. ГКРЧ будет эти предложения отклонять (многие – по объективным причинам: на всех частот просто не хватит). Они, в свою очередь, будут решения комиссии опротестовывать.
Нельзя забывать, что кроме региональных игроков, в этой истории есть еще один интересант – это Tele2, тоже оставшаяся за бортом 4G-рынка. Оператор обязательно воспользуется решением ФАС и тоже потребует свой кусок пирога. Собственно, компания уже предпринимает решительные действия и обратилась с соответствующим письмом к министру связи и массовых коммуникаций Игорю Щеголеву. На новые решения по частотам уйдет далеко не пара месяцев – в лучшем случае управятся к следующему лету. При этом участники консорциума останутся в подвешенном состоянии. Одних частот «Скартела» мало; при этом акционеры компании готовы продать бизнес, как это предусмотрено по условиям консорциума, минимум за $1 млрд – а эта цена уже вызывает логичное недоумение у операторов «большой тройки». В условиях неопределенности увеличивать долговую нагрузку никто не хочет. В результате всей этой позиционной войны операторов с ФАС работа консорциума 4G может быть просто заморожена.
Горько это признавать, но последний вариант развития событий самый реалистичный. В конечном счете он может даже оздоровить ситуацию на рынке частот, но в очередной раз безнадежно отдаляет нас от старта сетей четвертого поколения в России. По расчетам правительства, 4G-сети должны были массово заработать на российском рынке в 2014–2015 годах. Кооперация операторов «большой тройки» могла интенсифицировать этот процесс. Но к тому моменту, когда будет выстроена новая кооперационная модель, время уже будет серьезно упущено.