Миллиард на опечатках | Еще полмиллиарда для Google | И немного денег для России

МИЛЛИАРД НА ОПЕЧАТКАХ

Чтобы заработать на чужой безграмотности, нужно быть не репетитором, а тайп-сквоттером. Из всей массы профессионалов по захвату красивых доменных имен на продажу тайп-сквоттеры выделяются эксплуатацией чужой рассеянности и неграмотности. Они регистрируют домены с ошибочным написанием имен популярных сайтов, чтобы предложить набор рекламных ссылок их случайному посетителю. Как работает тайп-сквоттинг, увидеть проще простого: достаточно набрать в адресной строке браузера вместо yandex.ru, например, yadnex.ru. Сайт, загрузившийся по этому адресу, будет содержать 10 ссылок контекстной рекламной сети Google AdSense. Этим вполне законным (хотя и неприличным, с точки зрения интернет-мейнстрима) бизнесом сквоттеры зарабатывают около $1 млрд в год, подсчитали Тайлер Мур и Бенджамин Эделман из Гарвардского университета. 

ЕЩЕ ПОЛМИЛЛИАРДА ДЛЯ GOOGLE

Чтобы исследовать состояние доменов с неверным написанием, Мур и Эделман создали поискового робота, при помощи которого они искали тайп-сквоттерские сайты в зоне .com – самой популярной доменной зоне интернета. Их оказалось 938 000 – или около 1,16% от общего числа.

Робот изучил 74 000 найденных доменов и установил, что 80% из них используются для рекламы, а 53 000 используют партнерскую программу Google AdSense for Domains. Примерно две трети рекламных ссылок на фальшивых доменах отправляют посетителей на сайты конкурентов тех компаний, куда изначально он собирался попасть, но примерно треть доброжелательно возвращают его к сайту с правильным написанием.

Однако куда бы ни отправила посетителя сквоттерского сайта ссылка, на клике зарабатывает рекламная сеть, и, по подсчетам Мура и Эделмана, выручка Google на чужих опечатках составляет $497 млн в год, половину из которых поисковик отдает партнерам. При всей внушительности суммы она составляет всего лишь около 2% от выручки интернет-гиганта: прошлогодний доход Google выразился в сумме $23,7 млрд. Сумму заработка на тайп-сквоттерах следующего на втором месте Yahoo исследователи не конкретизируют, однако с учетом в шесть раз меньшего, чем у Google, числа площадок, это примерно $80 млн.

И НЕМНОГО ДЕНЕГ ДЛЯ РОССИИ

Интересно, что несмотря на развитость сквоттерской индустрии в России

 
Прямая речь

«У Odnoklassniki.ru есть десятки сайтов-тайперов»

Аналитик доменного регистратора Reg.ru Екатерина Царькова
о защите от тайп-сквоттинга:
Парковка домена – один из способов заработка на зарегистрированном доменном имени. Доменами, которые чаще всего «паркуют», являются, как правило, не задействованные под текущие проекты или, наоборот, отжившие свое время ресурсы с нарощенным трафиком посетителей, а также так называемые домены-тайпы. В последнем случае используются различные варианты тайпсквоттинга, как то пропущенные буквы, перестановка букв местами или их замена с расположенными рядом на клавиатуре, из-за чего можно легко ошибиться и опечататься при наборе адреса сайта в строке браузера. Ресурсами, имеющими больше всего сайтов-тайперов, являются Google, Yahoo, а в Рунете – социальные сети «Одноклассники», «ВКонтакте», а также поисковые машины «Яндекс» и «Рамблер». К примеру, родной сайт odnoklassniki.ru имеет в сети такие зарегистрированные тайпы как adnoklassniki, odnoklasniki, odnolassniki и еще десятки сходных. Также, ошибка может быть не только в имени домена, но и в зоне, например, некоторые пользователи при наборе зоны .RU ошибаются и набирают зону .EU, ввиду того, что латинские буквы E и R расположены рядом.
Как же зарабатывают на парковке? Достаточно «припарковать» домен на одном из парковочных сервисов и установить рекламные ссылки, получая доход от трафика, которые создают ошибшиеся в адресе сайта пользователи. Как правило за клик по рекламной ссылке, например, какого-то интернет-магазина можно заработать в среднем от 2–50 центов, если же компания торгует элитной недвижимостью или вещами, то клик уже может стоит до $10, однако, такая высокая цена клика скорее редкость, чем правило. А рекламодетелю каждый клик приносит примерно от $15 до $30. 
Посмотреть более подробную информацию о зарегистрированных доменных именах и возможно найти имя, которое является тайпом на домен можно на сайте stat.reg.ru или blankstat.reg.ru.
Большинство крупных компаний осведомлены о подобной возможности регистрации тайпов их сайтов, поэтому предпочитают заблаговременно регистрировать данные домены в дополнение к своему ресурсу. Как регистратор мы рекомендуем в особенности крупным компаниям, юридическим лицам при регистрации основного домена также зарегистрировать имена через дефис, если имя домена состоит из двух слов, а также возможные опечатки в рамках разумного. При этом возможно приобрести такую услугу как web-forwarding и сделать переадресацию с данных сайтов на основной, что позволит не потерять опечатавшегося клиента и значительно облегчит поиск сайта конечным потребителем.
 
, эксперты легального интернета колеблются в оценке ее масштабов. Руководитель контекстной сети «Бегун» Алексей Басов говорит о рынке в $1 млн – 3 млн. Эксперты портала, входящего в «большую тройку» Рунета, попросившие не упоминать названия компании в связи со сквоттерским бизнесом, оценивают число тайп-сквоттерских доменов в 3000–5000, а Игорь Ашманов, глава компании «Ашманов и партнеры», готов предположить, что сквоттеры вместе с рекламными сетями на опечатках в России зарабатывают около $10 млн в год

 
Прямая речь

«Самые талантливые сквоттеры сидят в Штатах»

Управляющий партнер компании «Ашманов и Партнеры» Игорь Ашманов
о справедливости оценки тайп-сквоттерского рынка в исследовании Мура и Эдельмана: 
К цифрам оценки скрытых рынков вроде тех, которые приведены в исследовании, всегда возникает недоверие, особенно, когда их приводят с такой точностью, как 938 000 сайтов. Как она получена – неясно.
Однако, можно приблизительно проверить эту оценку, исходя из того эмпирического факта, что все, что есть в Рунете, примерно в 50–100 раз меньше, чем то же самое в мировом интернете. Это верно для многих аспектов: для числа доменов, для числа вирусов, для количества спама, для количества пользователей и для размера заработков. Хотя могут встречаться и перекосы в специфических для нашей страны областях, например, кириллических страниц, очевидно, у нас далеко не 1–2% от мировых.
Так вот, во всем мире около 100 млн доменов. По приведенной оценке, тайп-сквоттерских доменов из них 938 000, то есть около 1% или меньше, на которых Google зарабатывает около $500 млн. 
Можно сделать предположение, что в России на тайп-сквоттинге в год зарабатывают тоже в 50–100 раз меньше, чем в мире. Это заведомо недостоверное, но удобное предположение. Цифра $10 млн в год на первый взгляд не выглядит ни чудовищной, ни очень маленькой, так что она может быть и близкой к реальности. 
Конечно, может оказаться, что у нас очень талантливые киберсквоттеры, но это вряд ли. Скорее всего самые талантливые сквоттеры сидят в Штатах, и все, что можно украсть, уже придумано до нас. 
С другой стороны, по сведениям от профессионалов доменного бизнеса из «Ру-Центра», на одном запаркованном домене зарабатывают от $100 до $200 в год, так что цифра в 500 миллионов – великовата (из миллиона доменов должно получаться 100 млн заработка). Но по порядку величины тоже похоже на правду.
 
.
По мнению специалистов доменного регистратора «Ру-Центр», выручка среднего сквоттерского сайта не превышает $200 в год. В перспективе увеличиваться она будет вряд ли: считается, что современный пользователь при вводе адресов сайтов все реже пользуется адресной строкой и все чаще обращается к поисковым машинам

 
Прямая речь

«Опечаток в интернете будет становиться меньше»

Генеральный директор сети контекстной рекламы «Бегун» Алексей Басов
о том, что бизнес на опечатках расти не будет:
Мы считаем, что без учета НДС рынок контекстной рекламы в Рунете в 2009 г. составлял около 9,5 млрд руб. Мы рассматриваем его в срезе основных игроков, а не площадок, поэтому сколько зарабатывают парковочные сайты, посчитать можно, но это было бы предметом большого отдельного исследования. Интуитивно понятно, что это крайне незначительные цифры. На мой взгляд, оценка в $10 млн в год несколько завышена, скорее этот рынок составляет $1 млн, $2 млн, может быть, $3 млн в год. 
Будет ли он расти? Тут есть два тренда. Конечно, людей в Рунете становится все больше, и ходят по Сети они все активнее – владельцы доменов с хорошими именами видят прирост пользователей. Но я полагаю, что этот рынок расти не будет в силу второго тренда. Сейчас основным способом навигации в Рунете становится не набор в адресной строке и даже не закладки, а поиск. Думаю, этот тренд будет все сильнее, а потому возможностей для ошибочного перехода у пользователей будет все меньше. Соответственно и часть трафика, приходящаяся на парковочные домены, будет снижаться.
 
, снижая вероятность перехода по неверному адресу на порядки. 

Владельцы контекстных сетей, с которыми переговорил Slon.ru, были не в состоянии точно назвать размер своего заработка на опечатках – либо из скромности, либо в самом деле по незнанию. Однако они утверждают, что такой заработок составляет скромную долю их выручки. При общем объеме рынка контекстной рекламы в 9,5 млрд руб. 78% этого рынка занимает сеть «Яндекс.Директ», около 12% – «Бегун» и около 10% – Google, зарабатывающий с помощью сквоттеров в домене .com полмиллиарда долларов. Это явно не та часть выручки интернет-гиганта, которой ему имеет смысл гордиться.