Фото: Paul Chiasson / Reuters

В ночь на субботу 6 июля железнодорожный состав из 73 цистерн с нефтью сошел с рельсов и загорелся в небольшом канадском городке Лак-Межантик. Пожар охватил городок, началась массовая эвакуация. К утру понедельника была подтверждена гибель пяти человек, и еще около сорока считаются пропавшими без вести. Власти опасаются самого худшего, ведь большая часть городка практически перестала существовать. Правда, пожар удалось потушить.

Причина катастрофы до сих пор малопонятна. Поезд, следовавший в американский штат Мэн и принадлежавший железнодорожной компании Montreal, Maine and Atlantic Railway, остановился на ночлег на специальном пути в соседнем городке Нант, где машинист, включив тормоза, отправился отдыхать. В силу непонятных пока причин тормоза отдались, и семьдесят три цистерны с нефтью, набирая скорость, покатились к Лак-Межантик, где и слетели с рельсов.

Сход с рельсов достаточно частая причина аварий и катастроф на железнодорожном транспорте. Так, например, 7 июля сошел с рельсов пассажирский поезд в Краснодарском крае, пострадало около 15 человек. Позже МЧС выдвинуло предположение, что причиной схода поезда с рельсов было их искривление из-за жары, что тоже вполне вероятно.

Но часто причина катастроф и аварий подвижного состава ставит следователей в тупик: что могло стать «спусковым крючком» целого ряда событий, которые приводят к беде, аналогичной той, что практически уничтожила Лак-Межантик? И есть теории, которые предполагают, что первопричину бед нужно искать в самой Земле.

Каменный прилив

Наша планета только кажется незыблемой. Все слышали и многие видели морские и океанские приливы и отливы. Но приливы и отливы присутствуют и в земной коре – амплитуда ее подъема и опускания достигает 43 см за сутки. Разумеется, это не может не влиять на целостность коры, особенно ее жесткого, скального основания, которое буквально расколото мириадами микро- и макротрещин. Луна и Солнце своими приливами не дают зажить этим ранам Земли, постоянно их бередя.

Эти движения изучает специальная наука – геодинамика. Особенно интересует исследователей не сибирская тайга, а районы мегаполисов, где размеры шевелящихся блоков земной коры вполне соизмеримы с нашими сооружениями. Ученые выявляют блоки в исследуемом районе, оценивают динамику взаимодействия блоков между собой, их напряженное состояние, выявляют участки повышенной геодинамической опасности. Разумеется, это удается не всегда и не везде, но связь между геодинамическими процессами в земной коре и техногенными катастрофами уже выявлена.

Это и многочисленные взрывы, и разрушения шахт, и деформации инженерных коммуникаций, и разрушение зданий (возможно, в том числе и аквапарка в Ясенево), а также катастрофы на транспортных магистралях. В частности, статистический анализ аварий на железнодорожных путях и продуктопроводах на территории России и стран СНГ показывает, что большинство случаев аварий происходит на местах пересечения линейных объектов с активными разломами. 

Ядовитые вздохи

Проще всего понять природу произошедшего, когда налицо хоть и небольшие, но вполне наблюдаемые и фиксируемые деформации земной коры. Достаточно сместиться ей на пару-тройку десятков миллиметров – и вот уже есть предпосылка для схода с рельсов железнодорожного состава. А деформации эти, к сожалению, миллиметрами не ограничиваются.

Вторая проблема – это флюиды, которые исходят из толщи Земли по линиям живых разломов. Тут пока все еще окутано тайной. Известно, например, что по этим разломам могут подниматься разнообразные газы – такие как радон. Сам по себе радон может с трудом подняться на поверхность, в случае если скальные грунты покрыты осадочным чехлом, но вот в случае роста геодинамической активности ему это удается – и как раз наблюдение эманаций радона в последнее время стали рассматривать как один из методов, позволяющих предсказывать землетрясение.

Радон, кстати, оказывает весьма токсическое воздействие на нервную систему человека. В этой связи существует масса научных, околонаучных и откровенно оккультных теорий о природе так называемых геопатогенных зон. Но часто в таких псевдонаучных суевериях есть рациональное зерно: например, характеристики электромагнитного поля человека меняются при его пребывании в такой вот геопатогенной зоне, что доказано с помощью приборов. И в этом нет никакой мистики – в местах пересечения активных разломов, незаметных человеку, имеется более высокий уровень эманации различных газов, на что реагирует организм.

Дрожь Земли

Но самое главное, что труднее всего уловить и что может нанести огромный ущерб, – это микросейсмы. Так называют сравнительно слабые колебания, которые наблюдаются в земной коре. 

Есть и микросейсмы, связанные с постоянными движениями земной коры, которая никогда не перестает шуметь. Однако микросейсм микросейсму рознь – в зонах, сейсмически более активных, и уровень этого микросейсмического шума выше. Считать, что восточная часть Канады с провинцией Квебек совсем уже «мертвая», было бы неверно – сейсмособытия там случаются регулярно.

Но это те сейсмособытия, которые дошли до сейсмографов. К сожалению, они могут до них и не дойти, потонув в гуле Земли. И чем ближе к поверхности удар, тем меньше шансов, что его засекут удаленные приборы. А район Восточной Канады достаточно шумный.

Городки Нант и Лак-Межантик на этой карте находятся немного южнее Квебека, в 4-балльной зоне.

То, что шахтеры называют горным ударом, вполне может иметь катастрофические последствия на сравнительно небольшой площади и уже всего в нескольких сотнях метров стать привычной вибрацией от движущегося большегрузного, а тем более железнодорожного транспорта. Такие явления широко известны в зоне добычи полезных ископаемых, на строительстве гидроэлектростанций – в общем, везде, где идут большие работы, связанные с изменениями нагрузки в горных массивах.

Но нагрузки, в том числе связанные с приливно-отливными явлениями в земной коре, а также глобальными тектоническими процессами, могут копиться и в других местах, вне связи с деятельностью человека. Потому нет никаких оснований считать, что локального удара не могло быть и в Нанте, который находится выше несчастного Лак-Межантика. Но на него в окрестностях большого железнодорожного узла никто не обратил внимания.

Крепче ставьте тормоза

В случае такого явления может и не быть никакой внешней катастрофы. Просто локомотив начинает трястись как в лихорадке, и мощная вибрация в течение нескольких секунд прошьет весь его корпус. И ручка тормоза сорвется с фиксатора. Вибрация также поможет поезду тронуться с места. Если поезд уже едет, такое воздействие может помешать переключиться стрелке или даже просто столкнет вагон с рельсов.

Вообще, любое крепление будет тем слабым звеном, которое может стать причиной катастрофы, которую даже и не будут связывать с каким-то там таинственным и недоказуемым зачастую подземным ударом.

Поэтому особенно в регионах, где диагностируются сейсмические толчки, где наблюдается активная геодинамика, надо быть не просто осторожным, но вдвойне аккуратным и предусмотрительным. Земля – она «живая», и нужно быть готовым, что двигаться могут не только воздух и вода, но и почва под ногами. И не надо надеяться на автоматику и дистанционное управление – всего несколько железнодорожных башмаков могли бы сохранить жизни и имущество жителей маленького городка Лак-Межантик.