ОК, мир изменился и никогда не будет прежним. «Арабская весна», организация мирных протестов через социальные сети, декабрьское восстание российских сторонников честных выборов из Facebook и «ВКонтакте», массовые «фи» пользователей в адрес драконовских законопроектов, открытые онлайн-обсуждения ситуации на Ближнем Востоке – и все это благодаря интернету. Лицо Цукерберга на обложке Time (Человек 2010 года) сменилось собирательным образом Протестующего (Человек 2011 года) – и только слепой не увидел логики и смысла в этой последовательности. 

Недавний бунт Facebook, Wikipedia, Google и других уважаемых ресурсов против антипиратского закона SOPA – хорошее тому подтверждение. Гиганты запротестовали против опасностей закона, фактически позволяющего цензурировать сеть и закрывать всех и вся (и их, гигантов, тоже) за «пособничество пиратству». Англоязычная «Википедия» встречала посетителей черным дизайном главной страницы, глава Facebook Марк Цукерберг призывал общественность давить на конгрессменов, Tumblr предоставил инструментарий для давления, новостные ресурсы пестрели открытыми письмами протеста – отстоим свободный интернет! Отстояли: сенат США срок согласования скандального законопроекта отложил в пыльный угол да на неопределенный срок. 

«Мы не можем позволить плохо продуманным законам встать на пути развития интернета. Мир сегодня нуждается в политических лидерах, разбирающихся в том, как работает интернет, и защищающих интересы пользователей», – писал во время анти-SOPA акций Марк Цукерберг. 528 513 людям это понравилось. 98 690 пользователей поделились этим сообщением со своими друзьями. Оно и понятно: критическая масса активных интернет-пользователей по всему миру достигла такого уровня, что политика в интернете уже поселилась, а государственное управление поселится в ближайшие годы. Просто потому, что все остальные сферы жизни людей давно в ней живут: личные и рабочие коммуникации, потребление и распространение информации, обучение, развлечения, знакомства, в конце концов.

Идея открытого как космос государственного управления, в котором чиновники подотчетны гражданам, все действия прозрачны, а инициативы обсуждаемы – мечта романтиков последнего десятилетия (кроме тех, конечно, кто убежден, что интернет – главный инструмент контроля и слежки со стороны Большого Брата). Самые неисправимые мечтатели даже додумались до облачной демократии и Новгородского вече 2.0. И все бы хорошо, но большинство сегодняшних побед интернета на этом поприще, если присмотреться, обречены и ни к чему по-настоящему стоящему не могут привести – если, конечно, не случится чуда. 

Кусочек чуда российская общественность наблюдала совсем недавно – это декабрьские протестные движения за честные выборы, плавно перетекшие в январские обсуждения февральских по тому же поводу. В «Революции лайков» неожиданным стало то, что на улицы, позабыв про опасность после с осложнением заболеть и как тогда казалось, получить дубиной по зубам, вышли тысячи людей и доказали, что вполне могут оторваться от экранов своих ноутбуков. Да и способ организации – зрелище впечатляющее: создали встречу в Facebook, через минуту в ней 10 человек, через час – 800, к утру, смотри-ка, несколько тысяч, а спустя несколько дней – пара десятков тысяч. И все, главное, приходят: даже если кому-то и лень стало выходить на Болотную, Сахарова или любой другой митинг в отличном от Москвы городе – все равно пошли, потому что перед товарищами, с которыми мероприятие обсуждалось, неудобно, а к тому же, и правда, допекли, – доколе!

Создай встречу, пригласи друзей, нажми на лайк, расшарь новость, обнови статус – многие по-доброму ошалели от того, каким по-настоящему мощным медийным инструментом являются интернет в целом и социальные сети в частности. И поверили в то, что уж если удалось несколько десятков тысяч, то и все остальное получится: добиться, настоять на своем, если надо – даже референдум в интернете организуем. Однако пока это просто невозможно – и не из-за пресловутых «врагов прогресса», и не из-за того, что разговоры в интернете не перетекают в реальность: все уже поняли, что перетекают очень даже. Проблема в том, что большинство как борцов за собственные гражданские права, так и матерых оппозиционеров, не до конца понимает всех возможностей интернета, существуя, главным образом, внутри ленты Facebook или «Живого журнала».

«В частности, состав переговорной группы, представляющей позицию протестующих, а также список переговорных позиций, на которых эта группа будет настаивать, – все это, разумеется, не может быть определено никак иначе, кроме как открытым демократическим путем на основе голосований в интернете. Прошу рассматривать этот статус как первый шаг к достижению вышеописанного режима тотальной открытости», – написал 31 декабря после встречи с Кудриным Сергей Пархоменко, один из организаторов митингов в Москве. Старожилы интернета на это могли бы только улыбнуться: всем известно, чем заканчивались массовые «открытые» голосования. Накрутить счетчик таким образом, чтобы на переговоры решением большинства отправился Никита Джигурда или любой другой фрик, несложно – и для того, чтобы у умельцев зачесались руки, им не надо быть членами «Единой России». Просто есть такое явление как индивидуальное или коллективное туподляпоржательное – и оно точно не слабее коллективного зачестныевыборывыступательного.

Дальше – больше. Восхищенные перепостмодернизмом часто склонны считать, что умение пользоваться «Фейсбуком» дает преимущества перед идейными противниками. Если у кандидата в президенты Путина нет блога, а президент Медведев «случайно» ретвитит сообщения про баранов – значит, власть ничего не смыслит в интернете. Это напрашивающийся сам собой, но неверный вывод – на самом деле смыслящие люди «по ту сторону» есть. Многие знают про неудачные примеры работы агентства «Легенда» (про удачные, кстати, говорить неинтересно), многие запомнили название сервиса продажи твитов и лайков Twite.ru, создатель которого, Кирилл Ромашов, активно и очень громко поддерживает «Единую Россию» – но никто не говорит про работу множества политтехнологов, уверенно чувствующих себя в интернете. Последние просто не светятся. Есть еще развлекательный проект «Спасибо, Ева!», сделанный, к слову, талантливыми людьми, съевшими не одну собаку на поле вирусных видео. Они веселят молодежь (настоящую, массовую, а не хипстеров), попутно снимая добрый «Рэп про Путина» – и хорошо снимают, смешно получается.

Ну, а если копнуть совсем глубоко, и от информационного соперничества перейти к реальной возможности диалога государства с гражданами посредством новых технологий – становится понятно, что сейчас это нереально и невозможно. Пройдет еще один митинг, он же шествие, потом выборы, – но в какой-то момент магия чисел, когда сначала десять человек, а через час уже тысяча, а потом десять тысяч, перестанет приятно волновать сердца. Если раньше теги не собьются, но такой вариант развития событий даже рассматривать страшно. Перепост, увы, не фундамент гражданского общества.

Впрочем, фундамент можно построить – и зиждется он на знаниях. Для того, чтобы покорить новый мир, который никогда не будет прежним, заставить технологии работать на себя и во благо – их не лишним было бы тщательно изучить. Разобраться в функционале «ВКонтакте» и Facebook, узнать побольше о зарубежном опыте организации электронного правительства и проведенных в интернете политических кампаниях, прояснить раз и навсегда, что такое эти загадочные DDoS-атаки, обескровившие 5 декабря целый список интернет-СМИ. На первый взгляд, это совсем неувлекательно – но это только на первый взгляд. Образование в самых разных сферах в последние пару лет превратилось в новый вид развлечения: этому способствовали новые форматы вроде TED, Quora, Khan Academy и многочисленные дистанционные курсы. А если у обучения чему-то новому есть великая цель – процесс становится еще и эффективным.

У тех, кто причисляет себя к зарождающемуся гражданскому обществу, цель определенно есть, даже несколько. И это как раз случай, когда очень хорошо работает краудсорсинг, а специальные знания каждого неравнодушного человека могут принести пользу единомышленникам. Специалист по безопасности может организовать бесплатную лекцию про современные атаки и способы защиты, знаток принципов работы поисковых систем – о том, как новости попадают в «Яндекс» и исчезают из него, маркетолог – о том, как распространяются вирусы, и так далее. 

Знающий да расскажет, не знающий да узнает. И сделает перепост.