Один из крайне полезных побочных эффектов многочисленных судебных разбирательств на мобильном рынке в том, то, что в результате обнародуются документы, раскрывающие внутреннюю кухню компаний – участников процесса. Конечно, по большому счету, это – скандальные письма разного рода, которые скорее были бы интересны таблоидам (если бы те освещали вопросы технологий), нежели профессиональному сообществу. Однако порой попадается и что-то действительно важное и стоящее.

Вчера в качестве доказательства в суде между Apple и Samsung был представлен объемный документ, в котором эксперты Samsung анализируют преимущества пользовательского интерфейса конкурента, сравнивают его с наработками собственной компании и дают соответствующие рекомендации. 

Я специально не хочу останавливаться на роли этого документа в судебном разбирательстве – для этого вполне достаточно адвокатов сторон, судьи и присяжных, а отчеты из суда каждый может прочесть самостоятельно. Гораздо интересней другое.
Samsung провел действительно детальный анализ интерфейса iPhone. В результате любой читающий презентацию может понять, какую огромную работу проделала Apple для того, чтобы создать свой революционный продукт. Samsung указывает на сотни (буквально) мелочей, которые существенно облегчают жизнь пользователя iOS. Более того, тут же для сравнения корейская компания приводит собственные решения тех же задач (которые более или менее соответствуют общей ситуации в отрасли – у конкурентов все было примерно так же). При прямом сравнении становится ясно, насколько решения Apple лучше и насколько, видимо, они не были очевидны, раз никто на рынке до этого не поступил тем же образом.
Вот, например, характерные детали. В одной из частей документа говорится, что интерфейс iPhone «обладает моментальной распознаваемостью и высокой интуитивностью», в то время как иконки интерфейса тестовой модели Galaxy S «слабо распознаваемы из-за дублирования и недостаточной интуитивности». Улучшить интерфейс предлагается именно за счет обособления иконок, повышения их интуитивности и сокращения названий приложений – по образцу iPhone.
Или специалисты Samsung пишут, что иконки в iPhone псевдотрехмерные со сглаженными контурами, отчего «воспринимаются дорогими, глянцевыми и комфортными». В Galaxy S они, признаются эксперты компании, менее сглаженные и плоские, а также создают впечатление заимствования концепции Apple. Тут же предлагается добавить эффекты объема и сглаживания и «убрать ощущение того, что иконки меню скопированы с iPhone, путем смены дизайна».
Представленный документ четко показывает, каким был подход к мобильным интерфейсам до iPhone и каким он стал после. Каждое отдельно взятое решение – вроде бы мелочь. Но всего таких решений Apple приняла сотни, если не тысячи. Результат – продукт, который стал иконой на рынке и предопределил развитие отрасли, возможно, на десятилетие.