Reuters/Emmanuel Dunand

Итак, это случилось: как и прогнозировалось, Facebook разместила свои акции в рамках IPO по верхней границе ценового диапазона – по $38 за акцию. В результате социальная сеть оценена в $104 млрд, а компания с акционерами привлекла $16 млрд

Уже можно точно говорить, что IPO Facebook – крупнейшее среди размещений технологических компаний. До вчерашнего дня этот статус был у размещения Google: IPO интернет-компании состоялось в далеком 2004 году, и тогда она привлекла на рынке $1,67 млрд. Многочисленные IPO хайтек-компаний прошлого года на фоне гигантских цифр Facebook смотрятся совсем лилипутскими: социальная сеть превосходит их по объему размещения в более чем 10 раз.

IPO Facebook заодно вошло и в тройку крупнейших публичных размещений в истории США. Впереди с заметным преимуществом только IPO глобальной платежной системы Visa ($19,7 млрд), а энергетическая компания Enel в свое время привлекла в ходе IPO чуть больше $16 млрд. Cоциальная сеть оставила позади таких гигантов, как General Motors, Deutsche Telekom и AT&T. 

$104 млрд – Facebook теперь стоит почти в пять раз дешевле Apple, самой дорогой компании мира, всего в 2 раза дешевле Google и cравнялась по стоимости с интернет-ритейлером Amazon. Это при том, что компания Марка Цукерберга – самая младшая из технологических конкурентов, ей всего 8 лет. Компании Google в этом году исполняется 14 лет, Amazon отметит 18-летие. 

Вот здесь можно посмотреть список фейсбук-миллиардеров и от души позавидовать им. В результате IPO глава Facebook Марк Цукерберг занял 29-ю строчку ежедневно обновляемого рейтинга миллиардеров Bloomberg (Bloomberg Billionaires Index) – его состояние достигло $19,3 млрд. Символично, что Цукерберг, которому за 4 дня до звездного выхода соцсети на биржу исполнилось 28 лет, потеснил с этой позиции основателей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина и обогнал российского предпринимателя Алишера Усманова – одного из акционеров Facebook (он, впрочем, на IPO тоже заработает очень хорошо – его фонд DST Global получит $1,55–1,74 млрд, а Mail.ru Group – $666,4–744,8 млн). 

Сегодня в 11:00 по Нью-Йоркскому времени (в 19:00 по Москве) акции компании начнут торговаться на американской бирже NASDAQ. Будем следить за динамикой. Прогнозы пока позитивные: одни считают, что акции соцсети могут подскочить на 50% относительно уровня размещения, другие прогнозируют лишь умеренный рост на 10–20%.

Аналитики, между тем, как и до IPO, расходятся в своих предсказания о том, сможет ли соцсеть оправдать ожидания инвесторов. Business Insider обнадеживает инсайдерской информацией: осведомленные источники знают о новой линейке рекламных продуктов Facebook, которая будет представлена в будущем, – «она впечатляет и вызывает энтузиазм». Долгосрочные инвесторы не должны прогадать, резюмирует издание. Другие призывают «не прикасаться к этому»: «Марк Цукерберг не скрывал от инвесторов: «Мы не создаем сервис, чтоб заработать деньги, мы зарабатываем деньги, чтобы оказывать более качественные услуги». Это философия Craigslist или «Википедии» – но, положа руку на сердце, вы заплатили бы за нее в качестве инвестора? Почему вы думаете, что Марк Цукерберг будут относиться к вам лучше, чем он обращался с Эдуардо Саверином?».