East-West Digital News (EWDN) выпустило исследование, посвященное российскому рынку электронной коммерции. В отчете, опубликованном в партнерстве с Высшей школой экономики и Data Insight, зафиксированы главные цифры и тренды отечественного онлайн-ритейла по итогам 2011 года.
В 2011 году общий объем российского рынка онлайн-ритейла составил 310 млрд рублей ($10,5 млрд). Эта цифра включает в себя не только продажи физических и цифровых товаров, но и продажу билетов (транспорт, развлечения и культура). При этом на физические товары до сих пор приходится значительная часть рынка 230 млрд руб. ($7,8 млрд).
Интересно, что на онлайн-торговля занимает примерно 1,7% на российском рынке розничных продаж, который оценивается в 19 трлн руб. Но если учитывать только объем продаж товаров (без учета услуг), то показатели онлайна в общей рознице чуть оптимистичнее – 1,23%.
Объем российского рынка интернет-торговли 2011, млрд, $
Общий объем | 10,5 |
Объем рынка без учета сервисов продажи авиа-и жд-билетов | 8,1 |
Объем рынка без учета сервисов продажи авиа-и жд-билетов, театральных и концертных билетов | 8 |
Только физические товары | 7,8 |
Если взять международный контекст, то в 2011 году объем онлайн-торговли в России был примерно такой же, как в Италии, Испании или Бразилии, при этом он значительно отстает от показателей онлайн-ритейла в США и ЕС. Зато по динамике роста мы вторые после Бразилии – 25% в прошлом году.
Объем рынков и темпы роста рынков онлайн-торговли 2011
объем рынка | темпы роста | |
Бразилия | $11 млрд | 37 % |
Россия | $10 млрд | 27 % |
Франция | $50 млрд | 22 % |
Италия | $11 млрд | 20 % |
Великобритания | $80 млрд | 16 % |
США | $202 млрд | 15 % |
Германия | $35 млрд | 12 % |
По прогнозам East-West Digital News, к 2015 году российский рынок вырастет до $23–30 млрд, а к 2020 году может составить $40–60 млрд. То есть к 2015 году российский онлайн-ритейл может вырасти примерно в 2, 5 раза и, соответственно, составит до 5% от общего объема розничного рынка в стране. Для сравнения: тот же уровень развития электронной коммерции в США был зафиксирован в 2008 году, то есть Россия отстает по этому показателю от лидера мировой электронной коммерции почти на 10 лет.
В долгосрочной перспективе, по умеренным прогнозам, объем российского рынка электронной торговли может достичь $50 млрд к 2020 году. При этом, в EWDN оптимистичны: ни в коем случае эту цифру (соответствующую 6% от общего объема розничного рынка России) нельзя рассматривать как максимальную. При благоприятных обстоятельствах (к ним относятся развитие транспортной инфраструктуры, появление электронной подписи, развитие онлайн-платежей, массовый спрос на нематериальные продукты) наш онлайн-ритейл может вырасти до $100–150 млрд в течение ближайших 15–20 лет.
Прогноз роста российского рынка интернет-торговли млрд $
Из физических товаров российские пользователи чаще всего покупают бытовую электронику, книги, мобильные телефоны, компьютеры и обувь. Среди виртуальных товаров и услуг наибольшим спросом пользуются авиа и железнодорожные билеты, билеты на мероприятия, а также программное обеспечение. При этом из всех видов электронной коммерции особенно быстро растет сектор продаж туристических услуг – на 70–80% в год.
Продукты и услуги, приобретаемые пользователями онлайн в крупных городах
2011 | 2009 | |
Бытовая техника | 47 % | 40 % |
Книги | 46 % | 45 % |
Мобильные телефоны, смартфоны | 38 % | – |
Компьютеры и ПО | 37 % | 35 % |
Одежда и обувь | 36 % | 23 % |
Путешествия (билеты, онлайн-бронирование) | 35 % | 24 % |
Косметика | 35 % | 31 % |
Билеты на события | 33 % | 23 % |
Видео, аудио | 32 % | 20 % |
Игрушки, товары для детей | 30 % | 23 % |
Вещи для дома и сада | 23 % | 25 % |
Бакалея | 17 % | 15 % |
Медицина | 16 % | 15 % |
Спортивные товары | 16 % | 10 % |
Другое | 7 % | 10 % |
EWDN также выделил 8 главных трендов развития российского рынка электронной коммерции в 2012 году.
Рынок продолжает расти минимум на 25% каждый год, некоторые крупные интернет-магазины даже ежегодно удваивают и утраивают продажи |
Регионы по-прежнему отстают от двух столиц по уровню развития онлайн-ритейла, но пионеры рынка в настоящее время уже генерируют более половины своих продаж именно в регионах |
Главные офлайновые ритейлеры продолжают выходить на рынок электронной торговли, параллельно развиваются онлайн-офлайновые концепции |
Инвестиционная активность на рынке электронной коммерции быстро растет, но успешные выходы из инвестиционных проектов пока еще исключения и, скорее всего, будут оставаться таковыми, по крайней мере, в краткосрочной перспективе |
Логистика и доставка – по-прежнему проблемные места для электронной коммерции в регионах, при этом крупные игроки рынка преодолевают эти барьеры путем создания собственных инфраструктурных возможностей |
Оплата наличными остается общим правилом при покупке физических товаров, но торговцы активно ищут пути решения этой проблемы |
Нехватка квалифицированных человеческих ресурсов – один из самых болезненных вопросов, который препятствует развитию всей интернет-индустрии |
Трансграничные продажи значительно выросли за последние несколько лет, но зарубежных электронных торговцев все равно ограничивает 2 главных препятствия: сложности таможенного оформления и доставки товаров по всей России |