East-West Digital News (EWDN) выпустило исследование, посвященное российскому рынку электронной коммерции. В отчете, опубликованном в партнерстве с Высшей школой экономики и Data Insight, зафиксированы главные цифры и тренды отечественного онлайн-ритейла по итогам 2011 года.

В 2011 году общий объем российского рынка онлайн-ритейла составил 310 млрд рублей ($10,5 млрд). Эта цифра включает в себя не только продажи физических и цифровых товаров, но и продажу билетов (транспорт, развлечения и культура). При этом на физические товары до сих пор приходится значительная часть рынка 230 млрд руб. ($7,8 млрд). 

Интересно, что на онлайн-торговля занимает примерно 1,7% на российском рынке розничных продаж, который оценивается в 19 трлн руб. Но если учитывать только объем продаж товаров (без учета услуг), то показатели онлайна в общей рознице чуть оптимистичнее – 1,23%.

Объем российского рынка интернет-торговли 2011, млрд, $

Общий объем 10,5
Объем рынка без учета сервисов продажи авиа-и жд-билетов 8,1
Объем рынка без учета сервисов продажи авиа-и жд-билетов,
театральных и концертных билетов
8
Только физические товары 7,8

Если взять международный контекст, то в 2011 году объем онлайн-торговли в России был примерно такой же, как в Италии, Испании или Бразилии, при этом он значительно отстает от показателей онлайн-ритейла в США и ЕС. Зато по динамике роста мы вторые после Бразилии – 25% в прошлом году. 

Объем рынков и темпы роста рынков онлайн-торговли 2011

объем рынка темпы роста
Бразилия $11 млрд 37 %
Россия $10 млрд 27 %
Франция $50 млрд 22 %
Италия $11 млрд 20 %
Великобритания $80 млрд 16 %
США $202 млрд 15 %
Германия $35 млрд 12 %

По прогнозам East-West Digital News, к 2015 году российский рынок вырастет до $23–30 млрд, а к 2020 году может составить $40–60 млрд. То есть к 2015 году российский онлайн-ритейл может вырасти примерно в 2, 5 раза и, соответственно, составит до 5% от общего объема розничного рынка в стране. Для сравнения: тот же уровень развития электронной коммерции в США был зафиксирован в 2008 году, то есть Россия отстает по этому показателю от лидера мировой электронной коммерции почти на 10 лет. 

В долгосрочной перспективе, по умеренным прогнозам, объем российского рынка электронной торговли может достичь $50 млрд к 2020 году. При этом, в EWDN оптимистичны: ни в коем случае эту цифру (соответствующую 6% от общего объема розничного рынка России) нельзя рассматривать как максимальную. При благоприятных обстоятельствах (к ним относятся развитие транспортной инфраструктуры, появление электронной подписи, развитие онлайн-платежей, массовый спрос на нематериальные продукты) наш онлайн-ритейл может вырасти до $100–150 млрд в течение ближайших 15–20 лет. 

Прогноз роста российского рынка интернет-торговли млрд $


Из физических товаров российские пользователи чаще всего покупают бытовую электронику, книги, мобильные телефоны, компьютеры и обувь. Среди виртуальных товаров и услуг наибольшим спросом пользуются авиа и железнодорожные билеты, билеты на мероприятия, а также программное обеспечение. При этом из всех видов электронной коммерции особенно быстро растет сектор продаж туристических услуг – на 70–80% в год.

Продукты и услуги, приобретаемые пользователями онлайн в крупных городах

2011 2009
Бытовая техника 47 % 40 %
Книги 46 % 45 %
Мобильные телефоны, смартфоны 38 %
Компьютеры и ПО 37 % 35 %
Одежда и обувь 36 % 23 %
Путешествия (билеты, онлайн-бронирование) 35 % 24 %
Косметика 35 % 31 %
Билеты на события 33 % 23 %
Видео, аудио 32 % 20 %
Игрушки, товары для детей 30 % 23 %
Вещи для дома и сада 23 % 25 %
Бакалея 17 % 15 %
Медицина 16 % 15 %
Спортивные товары 16 % 10 %
Другое 7 % 10 %

EWDN также выделил 8 главных трендов развития российского рынка электронной коммерции в 2012 году.

Рынок продолжает расти минимум на 25% каждый год, некоторые крупные интернет-магазины даже ежегодно удваивают и утраивают продажи

Регионы по-прежнему отстают от двух столиц по уровню развития онлайн-ритейла, но пионеры рынка в настоящее время уже генерируют более половины своих продаж именно в регионах 

Главные офлайновые ритейлеры продолжают выходить на рынок электронной торговли, параллельно развиваются онлайн-офлайновые концепции 

Инвестиционная активность на рынке электронной коммерции быстро растет, но успешные выходы из инвестиционных проектов пока еще исключения и, скорее всего, будут оставаться таковыми, по крайней мере, в краткосрочной перспективе 

Логистика и доставка – по-прежнему проблемные места для электронной коммерции в регионах, при этом крупные игроки рынка преодолевают эти барьеры путем создания собственных инфраструктурных возможностей

Оплата наличными остается общим правилом при покупке физических товаров, но торговцы активно ищут пути решения этой проблемы

Нехватка квалифицированных человеческих ресурсов – один из самых болезненных вопросов, который препятствует развитию всей интернет-индустрии 

Трансграничные продажи значительно выросли за последние несколько лет, но зарубежных электронных торговцев все равно ограничивает 2 главных препятствия: сложности таможенного оформления и доставки товаров по всей России