На Петербургском экономическом форуме круглый стол «Интернет-экономика: Россия и весь мир» предполагался исключительно как отраслевой. Список участников был запланирован представительный: венчурный инвестор Юрий Мильнер, генеральный директор проекта Spotify Даниэль Эк, глава «Яндекса» Аркадий Волож и другие. На фоне топ-менеджеров в строгих костюмах заметно выделялся лишь один из создателей игры Angry Birds Питер Вастербака, и не только неформальной внешностью (он пришел в толстовке и кедах), но и должностью, которая в официальной программе была указана как «Могущественный орел компании Rovio». Второй неожиданностью круглого стола стало появление президента России Дмитрия Медведева. Прежде чем перейти к протокольным словам о месте России в цифровом мире, он поблагодарил Вастербаку за создание Angry Birds, отдельно отметив, что «чиновники любят эту игру и внимательно следят за ее обновлениями». Уже после форума Slon.ru расспросил Могущественного орла о том, какой будет Rovio через 10 лет и готов ли он нести ответственность за то, чем занимаются в рабочее время наши чиновники.
– Вы удивились, когда президент Медведев неожиданно поблагодарил вас на форуме? – Для меня это было полной неожиданностью. Я вообще впервые участвую в мероприятиях такого уровня. Интерес к игре со стороны лидера такого большого государства – для Rovio большая честь. В Финляндии нами интересуются как объектом экономики, хайтек-рынка. Здесь я с удивлением узнал, что наше влияние намного шире (смеется). С другой стороны, я всегда подозревал, что Angry Birds для всех: и для инфантильных детей, и для серьезных взрослых. Нам удалось создать универсальных героев и метасценарий, который легко воспринимается всеми социальными и возрастными группами. И, кстати, ваш президент не единственный, кто знает про Angry Birds. Президент Финляндии Тарья Халонен, которая тоже была на форуме, с благодарностью передавала привет нашим разработчиком. – Но вы понимаете, что ваша игра отнимает время у миллионов офисных работников по всему миру? Этот экономический эффект Angry Birds другими участниками форума не затрагивался? – Не только у офисных работников. Я видел, как на форуме во время дискуссионных панелей в Angry Birds на своих айфонах играли операторы, которые снимали мероприятие. Интересно, не увлекаются ли нашей игрой синхронисты? – переводы некоторых выступлений мне были непонятны (смеется). Если серьезно, то я не думаю, что Angry Birds как-то серьезно влияет на качество работы сотрудников по всему миру. Во-первых, по нашим собственным опросам, днем на игру пользователи тратят намного меньше времени, чем вечером. Так что страдают только семьи (смеется). Во-вторых, я знаю по себе, что Angry Birds, как и многие другие игры, скорее, помогают сконцентрироваться, чем расслабляют. Я перед совещаниями всегда тестирую новые сценарии игры и параллельно составляю в голове план обсуждения. И вот парадокс: чем меньше ты думаешь об игре во время самого процесса, тем быстрее ты проходишь уровень. – Еще вопрос про политиков. Известно ли вам, что мотивы из Angry Birds в последнее время все чаще используют для разнообразной политической анимации? В российском интернете популярен ролик о ливийской войне. А в Италии сделали игру Angry Bunga, посвященную сексуальным похождениям Сильвио Берлускони. – Обязательно посмотрю. Мы год назад обсуждали, как реагировать на такие пародии, и пришли к очевидному выводу, что мы должны им всячески радоваться и их поощрять. Я, в том числе, отвечаю в компании за маркетинг, и любые такие проекты – для меня дорогой подарок. Мы предполагали, что Angry Birds будет продвигаться, в том числе, и вирусно, но не думали, что за это дело возьмется сотни волонтеров, которые привлекут к нашей рекламе еще и таких звезд, как Берлускони. – Но недобросовестное копирование героев и сценариев игры в бизнес-целях тоже, наверное, часто случается? – Конечно, и мы с этим боремся. За игровой сегмент рынка мы сильно не опасаемся. Там действительно получают слабые пародии, которые практически не привлекают пользователей. Наша задача сейчас – защита наших образов от использования в рекламных кампаниях и в игрушках, сувенирах. У Rovio большие планы по развитию мерчендайзинга: плюшевые игрушки могут стать частью игрового процесса. Один из наших планов – широкое использование мобильной платежной технологии NFC. При покупке с ее помощью плюшевой игрушки или любого другого физического сувенира, пользователи будут получать бонусы и преференции в игре. Потому нам важно, чтобы пиратская продукция на рынке была минимизирована. – Не так давно в одном из интервью вы сказали, что Rovio планирует в первую очередь ориентироваться на сотрудничество с Apple и ее системой iOS. В то время как Google c ОС Android вы раскритиковали. На форуме у вас была возможность пообщаться с главой Google Эриком Шмидтом. Вы не обсудили взаимные проблемы? – Мы не общались с главой Google на эту тему. И пока не могу сообщать подробности о нашем взаимодействии с крупнейшими компаниями. Сотрудничество с Apple для нас действительно было долгое время приоритетным, и мы скептически относились к бесплатной модели Android Market. Но она заработала: реклама в играх хорошо продается. Большую часть дохода мы продолжаем получать от платных скачиваний в App Store. Но на Android и мерчендазинг приходится уже треть нашего дохода. Кроме того, Android не стоит на месте. Скоро на их смартфонах заработает NFC – и это, думаю, значительно расширит наше партнерство. – Вы в Rovio, помимо всего прочего, отвечаете за стратегию. Игры эволюционируют, технологии меняются очень быстро. Какой вы видите свою компанию, скажем, через 10 лет? И какой будет конкурентная среда? Что будет с рынком? – Мы к тому времени будем иметь уже несколько игр, не только Angry Birds. Распространяться они будут через облака на все возможные устройства – от мобильных телефонов до телевизоров. Облачные технологии для игровой индустрии очень важны – они позволят обеспечить непрерывный процесс игры с переходом с одного устройства на другое. Пользователи смогут выбирать графическую составляющую: кому-то удобна совсем простая схематичная визуализация, кто-то предпочтет 3D. И этот выбор будет делать в независимости от устройства. У нас к тому времени уже, конечно, будет свой мультиплеер, хотя я и не верю в будущее игр на консолях. Основной доход через 10 лет разработчики будут получать на мобильном рынке. Тем более, мобильные устройства к тому времени станут повсеместно и домашними, и рабочими. В нашем случае еще одна важная задача – появление социальной платформы вокруг Angry Birds. Мы уже работаем над ней и, надеюсь, покажем ее в следующем году. Игры будут не просто частью социальных сетей, они сами станут социальными сетями. В Angry Birds много характерных персонажей, много сценариев, много задач и бонусов – все это требует социализации. Например, пользователи смогут наделять птиц предпочтительными характерами, наделять их дополнительными характерными функциями. Можно будет проводить синхронные многопользовательские турниры или даже участвовать в игре на стороне «свиней». Наконец, я думаю, игры будут все более физически ощутимыми. Сейчас вы управляете птицей мышкой или пальцем на сенсорном экране. Я бы хотел, чтобы пользователь мог взять птицу в руки, как шар в боулинге, натянуть ее через физическую ощутимую рогатку на большом экране, выстрелить, увидеть, как рассыпаются по игровому залу осколки поверженных свиней. Но это получится только в результате сотрудничества разработчиков игр и крупных мультимедийных развлекательных центров. – Последний вопрос. На IPO не планируете, пока не прошла волна интереса к интернет-компаниям? – Мы отвечаем на этот вопрос так: мы еще не прошли все уровни и не долетели до IPO. Говорить об этом пока рано.