На днях китайская газета South China Morning Post вышла с многообещающей, пугающей и невероятной одновременно новостью. Согласно сообщению, инженеры из КНР приблизились к созданию подводной лодки, способной перемещаться со скоростью звука. Вот что нужно знать о концепции, которую китайцы называют «будущим подводных путешествий».

Согласно сообщению журналистов, которые ссылаются на ученых из Харбинского политехнического университета, будущая подлодка сможет добраться (пока теоретически) из Шанхая в Сан-Франциско за 100 минут. Учитывая, что расстояние между двумя городами примерно 10 тысяч километров, судно должно будет развить скорость порядка 5800 км/час.

Скорость звука в воде составляет примерно 5400 км/час, хотя эта величина зависит от температуры, солености и глубины.

Достичь такой скорости китайцы планируют с помощью технологии суперкавитации. Она заключается в том, чтобы создать вокруг движущегося подводного объекта воздушный пузырь и таким образом снизить сопротивление воды.

Концепция не нова: в 1960–1970-х годах в СССР была сконструирована подводная ракето-торпеда «Шквал», которая использовала этот эффект. Благодаря кавитатору на ее носу, который создавал воздушный пузырь, торпеда могла передвигаться со скоростью около 200 узлов (370 км/ч). Ее дальность была невелика: 10–15 километров, она была ограничена в том числе объемом топлива, который помещался в торпеду.

Скептики напоминают минимум о двух проблемах с идеей сверхзвуковой подводной лодки. Во-первых, объектом в воздушном пузыре нельзя управлять: руль должен будет пробить воздушную оболочку и в таком случае создаст сопротивление или просто сломается. Кроме того, непонятно, как создавать и сохранять и высокую скорость, и кавитационный пузырь одновременно.

На оба вопроса – про руление и набор скорости – китайские инженеры, кажется, ответили. Согласно их сообщению, подводный объект будет по всей поверхности постоянно орошаться водой через специальную жидкостную мембрану. На малой скорости это позволит снизить сопротивление воды, а после разгона свыше 75 км/ч мембрана поможет рулить, контролируя сопротивление на разных участках поверхности.

По мнению Нормана Фридмана из Военно-морского института США, в реалистичность концепции сложно поверить еще и потому, что китайцы просто не стали бы всем рассказывать о таком достижении; а вот похвастаться чем-то несуществующим они любят.

Китайцы признают, что перед конструкторами еще стоит ряд вопросов. Главный из них – мощный подводный двигатель, который обеспечит подлодке нужную дальность.

С тех пор как СССР доказал жизнеспособность концепции суперкавитации, разработки в этой области ведутся в нескольких странах мира (США, Германии, России, Китае, Украине, Франции). Как продвигаются исследования, узнать невозможно: из-за потенциала военного применения их результаты засекречены.

Источник: South China Morning Post