Записал со слов Йована Савовича Александр Кияткин
Сам я обустроил свою жизнь так, чтобы как можно меньше выходить из дома в те моменты, когда остальные высыпают на улицу. И тем не менее, каждый раз Москва приводит в ужас. В очень короткое время мы придем к необходимости решать эту проблему. Нет, это даже не проблема пробок. Говорить так – значит сильно уменьшить масштаб несчастья. Здесь мы говорим о характере населения. Он меняется в связи с тем, что вся работоспособная часть населения Москвы встает с утра и отправляется на бой: «Все вокруг уроды, их надо побороть, чтобы добраться до места назначения». С этим настроением человек приходит на работу – он поборол миллионы уродов, и вечером ему предстоит сделать то же самое. И так каждый день.
Нам предлагают варианты решения проблемы: мы потратим сотни миллиардов и к 2016 году увеличим пропускную способность дорог на 30%. Извините, но уже сейчас этих 30% недостаточно. А через 5 лет будет куда хуже. Но если отстранить людей от управления автомобилями, пропускная способность может увеличиться сразу в разы. Мы убираем хаос, и автомобильное движение становится похоже на движение поездов.
Допустим, момент, когда автомобили трогаются со светофора, – это момент злобы и неэффективности. Нынешние машины просто не могут двинуться вперед одновременно. Сначала начинают движение первые, потом те, что за ними, и так далее – медленно, неуклюже, заставляя терять кучу времени и нервов. Но если управлять машиной будет компьютер, связанный при этом с другими компьютерами, вся толпа машин сможет двигаться как одно целое – все стартуют со светофора в один момент. Гораздо больше машин успевает проехать на свой свет. Автомобили не перегораживают перекресток, создавая новые заторы. Это лишь один из эпизодов, который описывает, как может увеличиться пропускная способность, если запретить человеку браться за руль.
Решаются в какой-то степени проблемы и воровства автомобилей, и парковки. Вору придется стать искусным хакером, чтобы угнать машину: это как своровать что-то из Матрицы. А машины перестанут бросать где попало. Ведь не будет необходимости ставить машину прямо у работы или дома. Зачем? Она сама, подвезя тебя куда надо, отъедет на разрешенную парковку, где бы она ни находилась, а потом по твоему зову вернется.
В обществе, где люди не водят автомобили, нет мигалок. Будут, конечно, машины, имеющие приоритет, – скорая, полиция, может, и чиновники. Но они не станут ездить по «встречке», угрожать жизни людей и вызывать ненависть. Приоритет будет зашит на программном уровне: машины сами будут пропускать, причем, за счет взаимосвязанности системы проезд такой условной «мигалки» будет максимально безболезненным.
Это не магия. Автомобили-роботы, созданные с участием Google, наездили уже 230 000 километров по реальным дорогам. Обыкновенную машину можно проапгрейдить до уровня робота, и при массовом производстве такие дополнительные пакеты стоили бы разумных денег. Google сейчас пытается получить возможность легально ездить на них в штате Невада и пока лишь мечтает о разрешении кататься по мегаполису. Дай им Россия такую возможность, они бы сами строили инфраструктуру, пусть пока лишь испытательную, сделали бы Москву одним из главных своих полигонов. Деньги Прохорова могли бы быть вложены во что-то более прорывное, чем «Ё-мобиль», а деньги бюджета – во что-то более эффективное и менее воровское, чем «расширение магистралей».
Что мешает этому светлому будущему? Законодательные поправки – как запреты, так и стимулы – могут быть быстро внесены. Нужна только политическая воля. Первым мегаполисом, по которому будут ездить машины-роботы, должна стать Москва. Более того, человеку должно быть запрещено водить автомобиль в черте города. Хочешь гонять? Пожалуйста, в специально отведенное место. Ведь любители верховой езды или лыжных пробежек обычно не занимают дороги общего пользования.
Да, Москва к этому не готова. Не технологически, а на уровне менталитета. Мы не привыкли, что у нас могут быть такие замечательные вещи. Откуда им взяться? Мы всегда ждем, чтобы на Западе придумали, китайцы сделали, а потом, со временем, может быть, дойдет до нас. В последний раз что-то прорывное случалось у нас здесь, когда Гагарин полетел. С тех пор мы от таких вещей отвыкли. Но сейчас другого выхода у нас нет. Точнее, есть – сносить эту Москву и строить новую на новом месте. У нас уже собираются строить Нью-Москву за МКАДом, но заранее говорят, что всех проблем это не решит.
Да, необходимость пересесть на роботов будет принята в штыки. Людям, которые любят «драйв», это точно не понравится. А еще какой-нибудь хакер взломает систему или зависший автомобиль задавит маленьких девочек, все сразу скажут: «Господи, это надо отменять!» Если власть примет решение навязывать полностью автоматическую транспортную систему, то ей это может аукнуться кошмаром.
Но сейчас творится куда худший кошмар. В прошлом году на российских дорогах погибло 27 000 человек, в мире каждый год умирает около 1,2 млн. И все по вине «человеческого фактора». Замена людей автоматами сократит число жертв даже на первом этапе, по предварительным оценкам Google, в два раза. А потом, может, и в 10 раз. И через некоторое время мы будем смотреть на прошлое – когда люди водили автомобили – как на дикость. Как же могло такое быть?! Как мы могли давать людям водить автомобили?! Это же люди – они не могут водить!