Фото: REUTERS/Fred Prouser

Как сообщает Bloomberg, инвестфонд DST Group вместе с фондом Silver Lake Partners и китайским холдингом Alibaba Group рассматривают возможность покупки компании Yahoo. Американскую интернет-компанию «продают» уже несколько нет. Это бесконечный и местами увлекательный сериал о судьбе «антикварного бренда», который уже достиг кульминации и пережил самые мелодраматические моменты. Самым, пожалуй, популярным эпизодом стало телефонное увольнение гендиректора компании Кэрол Бартц, которая потом честно описала свои отношения с советом директором Yahoo в нецензурных выражениях: «These people f---ed me over». За всей этой забавной чехардой уже несколько лет снисходительно наблюдает грозный гонконгский миллиардер Джек Ма, основатель и исполнительный директор Alibaba Group, 40% которой в свое время купила Yahoo. Ма мечтает увеличить свою долю в Alibaba и освободиться от контроля американцев, отношения с которыми у гонконгца традиционно не складывались. Подхватить падающую Yahoo Ма планирует с осени прошлого года – именно тогда появились первые слухи об его интересе к покупке американской интернет-компании. Все к этому и шло: Ма в результате увеличил бы свою долю в капитале Alibaba и стал бы красивым символом экспансии китайского интернета. Но зачем Yahoo главе DST Юрию Мильнеру? Покупка последовательно теряющей рынок интернет-компании (во II квартале 2011 года выручка Yahoo снизилась на 23%, до $1,23 млрд, что и стало поводом для перестановок в менеджменте) совсем не вписывается в его стиль инвестирования.

Как известно, две недели назад фонды DST Global, Silver Lake и Yunfeng Capital возглавили консорциум инвесторов, который вложит $1,6 млрд в Alibaba Group. Акции выкупались у сотрудников и совладельцев Alibaba, но Yahoo свои акции не продавала. Судьба азиатских активов компании – ключевая при переговорах с потенциальными покупателями. Компания так и не монетизировала свои инвестиции в Yahoo Japan и Alibaba Group, они остаются дорогим довеском к приносящим прибыль активам компании (главным образом это информационные сервисы – Yahoo Finance, Yahoo Sports и Yahoo News). Поэтому один из наиболее популярных сценариев заключается в том, что стратегический инвестор вынудит Yahoo предварительно продать свой китайский и японский бизнес. И, казалось бы, Ма это только на руку – он получит то, чего хочет. Отвечая на вопрос о своих интересах на американском рынке, Ма прямо сказал: «Только вся Yahoo: китайская часть уже наша, не так ли? Это уже у меня в кармане». 

Но Yahoo не спешит продавать азиатские активы, хотя время уже пришло. И Ма нервничает. Ведь есть еще один вариант развития событий, который миллиардеру из Гонконга очень не нравится: на все активы Yahoo претендует Microsoft, которая охотится за интернет-компанией с 2008 года. Оказаться под контролем американской корпорации для него – не лучший из возможных вариантов. Microsoft еще не показала себя умным инвестором на интернет-рынке, и амбициозная Alibaba Group может стать очередной жертвой ее медлительного менеджмента. Ма это понимает и начинает свою игру, заодно привлекая новых инвестиционных партнеров. 

Мильнер как умный инвестор c Ма, очевидно, солидарен. Неслучайно он пришел в Alibaba Group именно в тот момент, когда шансы на продажу азиатских активов Yahoo были особенно велики. Мильнеру нужна не Yahoo, а гарантии развития китайской компании. Партнерство с Ма и заявка на покупку Yahoo – это попытка эту гарантию получить. Дальше американские активы можно будет продать, но главное – обеспечить процесс реструктуризации бизнеса, в результате которой Alibaba уже не будет опутана корпоративными обязательствами перед стратегическими инвесторами из США. Мильнер очень верит в китайский рынок (о чем говорят и его предыдущие инвестиции в китайский интернет-магазин 360buy.com), и это сегодня главный его мотив.