Иллюстрация: © GettyImages / Fotobank.ru

Эта статья была опубликована в новом номере мобильного журнала Slon Magazine — «Антибыдло: три доказательства мудрости русского народа».

Все номера нашего журнала можно загрузить бесплатно в AppStore

Осень 2014-го, Россия. Курс доллара в считаные недели взлетает с 39 до 46 рублей. Популярные блогеры и журналисты нервно вспоминают события «черного вторника» 1994 года, девальвации 1998-го, кризиса 2008–2009 годов. Критики режима злорадствуют, глава Центробанка Эльвира Набиуллина едва ли не впервые с момента назначения выступает по телевидению.

Однако большинство обычных людей проявляют редкое спокойствие и благоразумие. В отличие от прошлых кризисов нет ни очередей в обменниках, ни паники, ни разбитых стекол или пикетов у Центробанка – люди массово поменяли рубли на доллары и евро, не дожидаясь дна рубля. Они правильно усвоили урок начала 2014 года, когда власть и аналитики крупнейших банков убеждали их, что доллар скоро упадет, но он продолжал расти. По статистике ЦБ, с 1 января по 1 сентября рублевые вклады населения сократились на 62 млрд рублей (за первый квартал их объем упал на 780 млрд, затем банки повысили ставки по депозитам, и большая часть денег постепенно вернулась), а валютные выросли на 500 млрд рублей. И все это деньги рядовых россиян – не продвинутых предпринимателей или финансовых гуру.

«Во всем, что касается потребительского поведения и расходов, россияне очень рациональны, – обобщает данные многочисленных опросов социолог «Левада-центра» Денис Волков. – Они понимают, когда тратить, когда сберегать, и очень быстро реагируют на изменения даже при недостатке информации. Можно что угодно говорить по телевизору, но если у людей есть свободные рубли, они бегут их менять на доллары».

Этот пример – одно из ярких опровержений мифа, устойчивого и древнего, как польское слово «быдло» (крупный рогатый скот), которым представители чиновничьего сословия неформально называют российский народ, якобы отсталый, замшелый и мракобесный. Это оскорбительное определение удобно для объяснения всего. Почему, когда по Лондону уже рассекали поезда метро, у нас только отменили крепостное право? Потому что, как писал в своей пьесе "Вера" Оскар Уайльд, в России нет ничего невозможного, кроме реформ. Почему вместо конкурентных выборов и других гражданских институтов у нас лишь их имитация? Потому что, как говорится в новом спектакле Константина Богомолова «Борис Годунов», «народ – тупое быдло». Откуда такое низкое качество поп-музыки и обилие чернухи на телевидении? Потому что, как поет Сергей Шнуров в своем прошлогоднем хите, «любит наш народ всякое говно».

Объяснение это универсально и удобно власти, которая претендует на абсолютизм, но нуждается в формальной легитимизации через выборы. Идея об особо отсталом народе легко трансформируется в тезис об «особом» народе с особыми потребностями и позволяет оправдать любые экстраординарные действия власти заботой о нем.

«Конечно, мы менее прагматичны, менее расчетливы, чем представители других народов, но зато мы пошире душой. Может быть, в этом отражается и величие нашей страны», – подытожил Владимир Путин последнюю прямую линию с россиянами. Не то чтобы назвал тупыми, даже похвалил. Для закрепления мысли ввел понятие «особого российского генного кода» и перешел к выводам: «Ведь только у нашего народа могла родиться известная поговорка: «На миру и смерть красна». <...> Это значит смерть за други своя, за свой народ, говоря современным языком, за Отечество. Вот в этом и есть глубокие корни нашего патриотизма. Вот отсюда и массовый героизм во время военных конфликтов и войн и даже самопожертвование в мирное время». Это было сказано 17 апреля. Спустя четыре месяца сказанное обретет новый смысл, конкретный и страшный: станет известно о гибели первых российских военных в боях на востоке Украины.

Сосчитай до ста

Расхожее клише о дремучести населения не выдерживает проверки фактами. Взять, к примеру, финансовую грамотность. Большинство россиян знают основные правила финансового поведения, показывает исследование Высшей школы экономики и «Демоскопа»: 66% россиян понимают, что чем выше доходность финансового инструмента, тем больше риск потерять деньги; 59% тех, кто брал кредиты, ответили, что предварительно сравнивали условия в разных банках; от 51% до 83% россиян смогли верно решить задачи с расчетом сложного процента и реальной процентной ставки, смогли оценить относительную ценность скидки в зависимости от исходной цены (примеры задач можно посмотреть здесь). Исследователи опросили шесть тысяч человек по всей стране, но в выборку не попали люди с высокими доходами – с ними результаты были бы еще выше. Россияне с низкими и средними доходами отвечают примерно одинаково.

Похожие задачки россиянам задавали и в ходе международного исследования PIAAC, изучающего умение людей из 24 стран работать с информацией.