Фото: Getty Images/Fotobank.ru

Фото: Getty Images/Fotobank.ru

Очевидно, прошли те благословенные для российского интернета времена, когда верховная власть полагала Сеть абсолютно безвредной и безопасной для себя детской игрушкой и практически не вмешивалась в процессы информационного обмена между пользователями. Рано или поздно эта вольница должна была закончиться, это все понимали еще в конце 1990-х, но что она продлится целых 13 лет, мало кто из тогдашних деятелей отрасли рискнул бы предсказать. Ожидалось, что наступление власти на интернет случится значительно раньше. Но все произошло тогда, когда произошло.

Спор о том, какой момент стал поворотным в отношении российских властей к интернету – чисто академический. Кто-то назовет отправной точкой твиттер-революцию в Кишиневе, «арабскую весну», WikiLeaks или московские протесты декабря 2011 года. Эксперты Freedom House напомнят, что суды над блогерами в России начались еще в 2005 году, а Федеральный список экстремистских материалов, содержащий интернет-адреса, поддерживается Минюстом с 2002 года. Лично мне представляется, что реально массированная атака на интернет связана с началом работы Государственной думы текущего созыва, которая к этой минуте успела напринимать больше цензурно-полицейских законов об интернете, чем их было принято за 18 лет, прожитые Рунетом до ее созыва. Как бы то ни было, интересный вопрос не о причинах закручивания гаек, а о конкретных механизмах давления на интернет и их сравнительной эффективности.

Если эти механизмы классифицировать, то можно выделить три основные категории. Во-первых, нетехническое воздействие на вещателя, то есть давление на физические и юридические лица, которые имеют отношение к созданию и поддержке того или иного сайта. Во-вторых, техническое воздействие на вещателя, то есть различные способы нарушения его работы извне. В-третьих, контроль доступа, то есть ограничения, так или иначе направленные на читателя, пользователя Сети. По моей оценке, в нынешней ситуации ужесточения идеологического контроля государства над обществом будут неуклонно активизироваться все три категории способов воздействия. Попробуем рассмотреть конкретные механизмы и оценить степень их эффективности.