Фото: Getty Images/Fotobank.ru

Фото: Getty Images/Fotobank.ru

«Электронная книга – замечательное гуманистическое изобретение, удобнейший носитель, гармоничный формат, естественный результат эволюции, гигантское достижение технологий и спаситель массового чтения. С этими утверждениями сложно спорить, – пишет в своей новой книге “Words Onscreen: The Fate of Reading in a Digital World”, только что вышедшей в США, известный лингвист, специалист по развитию языка в интернет-среде, профессор Американского университета в Вашингтоне Наоми Бэрон. – Как и сложно спорить с тем, что результатом дальнейшей бескомпромиссной электронной революции на книжном рынке может стать кризис качественного знания».

Исследователь совсем не считает, что «бумага» умирает: например, в 2014 году 65% американских детей в возрасте от 7 до 17 лет сказали, что хотели бы всегда читать бумажные книги наряду с электронными (еще два года назад этот показатель составлял 60%), – значит, потребитель будет до последнего тянуться к традиционным форматам. Но есть процессы, которые уже не остановить: цифровые тексты точно станут стандартом для системы образования. Обама пообещал, что американские школы полностью перейдут на электронные учебники уже к 2017 году.

За несколько лет Бэрон с коллегами в рамках социологического проекта опросила более трехсот студентов высших учебных заведений в США, Японии, Германии и Словакии, пытаясь понять, меняется ли вместе с формой (от бумажной к электронной) чтения качественное содержание этого процесса. Меняется, и довольно сильно.

Один большой текст

Самое интересное в исследовании Бэрон – это анализ результатов опросов, который сделали нейробиологи и социальные психологи. Ученые из разных областей неожиданно пришли к близким выводам.

Специалисты, изучающие специфику работы мозга во время чтения, сравнив приведенные данные с собственными выкладками, пришли к выводу, что электронные тексты воспринимаются человеком более контекстуально: если в обычной книге человек видит монолит, упакованную информацию, которая не выходит за границу, обозначенную авторами, то на экране любая информация (даже когда она без гиперссылок) перерабатывается мозгом как часть некоего мегатекста, выходящего за рамки конкретного произведения.

У людей, приученных читать большие электронные тексты, и приверженцев традиционного бумажного чтения память работает по-разному.

Первые в результате чтения запоминают больше общей поверхностной информации, вторые – больше узкой. Первые лучше погружаются в контекст, вторые лучше вникают в конкретный сюжет. На практическом уровне это означает, что читать специализированную и сложную научную литературу лучше в бумажном виде, а, например, научно-популярный нон-фикшен в электронном.

Социопсихологи, в свою очередь, заметили, что чтение с электронных носителей изменило само восприятие книги. Она потеряла целостность и все чаще воспринимается потребителем как набор фрагментов, статей, глав. Лаконичность интернет-языка приучила пользователей с таким же фокусом смотреть и на любой электронный текст.

Интересно, что с этим частично связан и бум нон-фикшена (Наоми Бэрон иронизирует, что сама стала сознательным его участником), когда популярно изложенные темы в виде глав-статей компонуются в один сборник.

Мозг для поиска, а не для анализа