© Fotolia/PhotoXPress.ru

В декабре вы приобретете больше алкоголя, детских игрушек, компьютеров и программного обеспечения, кроме того, многое из перечисленного вы купите онлайн. Мы узнали об этом из ежегодного исследования «Ситибанка», рассказывающего, сколько, как и на что тратят российские держатели кредитных карт в преддверии Нового года. Slon приводит основные цифры из исследования:

Не менее чем на 11% вырастут новогодние траты представителей среднего класса по отношению к среднемесячным значениям 2012 года (с учетом инфляции, роста доходов и других факторов). Декабрь снова станет самым затратным месяцем для владельцев кредитных карт. Средний уровень расходов в декабре превысит 21 тысячу рублей на человека. Фактический показатель объемов трат в декабре 2011 года составил только 17 тысяч рублей, а в 2010 году – 13 тысяч. Таким образом, средний уровень расходов в декабре 2012 года на 8 тысяч рублей превысит показатель двухгодичной давности. А доля снятия наличных снизится в этом году до рекордных значений и составит около 10%, в то время как в 2007 году она достигала 25%. На 56% вырастет к прошлому году объем онлайн-покупок в декабре, а средний размер покупки составит 4500 рублей, что в 5 раз больше, чем 5 лет назад. Примерно на 5 тысяч рублей больше потратят в этом месяце интернет-покупатели, чем люди, не пользующиеся интернетом для покупок. По прогнозу, среднемесячный уровень трат для интернет-покупателей составит почти 25 тысяч рублей. В декабре 2012 года мужчины увеличат уровень трат на 7%, и их среднемесячный размер расходов прогнозируется на уровне 27 тысяч рублей, в то время как женщины будут тратить на 17% больше и в среднем потратят около 15 тысяч рублей в месяц. Декабрьские траты семейных людей почти на 4 тысячи рублей превысят уровень расходов граждан без семьи. 11% от всего объема трат по картам оставят в декабре россияне в магазинах одежды, 9% – в продуктовых, 6% пойдут на оплату авиабилетов, а 5% – на бронирование гостиниц. 159% составляет сезонный прирост трат на алкогольные напитки, 108% – на детские игрушки. Это лидеры рэнкинга (см. ниже). 66% составит сезонный рост трат в категории «бытовая техника», 42% – «супермаркеты и продуктовые магазины», 30% – «универмаги», 17% – «все для дома» и 11% – «магазины одежды». 75% – прогнозируемый прирост трат на программное обеспечение. С 8-го места в 2011 году эта категория поднялась на 4-е в 2012 году. Этот тренд еще больше укрепится с появлением российской версии iTunes, полагают эксперты «Сити». Также наблюдается рост трат в категории «музыкальные магазины»: с 18-го места эта категория обещает подняться до 8-го с приростом в декабре на 62%.

Прогноз расходов на декабрь 2012 года был построен на основе статистических данных о покупках, совершенных клиентами «Ситибанка» с использованием кредитных карт за 11 месяцев 2012 года и с учетом трендов за предыдущие три года. Выборка составила не менее 500 тысяч клиентов от 22 лет с ежемесячным доходом не менее 9 тысяч рублей, отобранных случайным образом. Выяснилось, что новогодние траты среднего класса растут, но вкусы не меняются, меняются лишь способы оплаты: все меньше совершается покупок за наличные и все больше – в интернет-магазинах.

Топ-20 категорий с наибольшим сезонным приростом в декабре 2012 года

Категория Прирост, декабрь 2012 года Позиция в рэнкинге, декабрь 2012 года Прирост, декабрь 2011 года Позиция в рэнкинге, декабрь 2011 года
Алкогольные магазины 159% 1 197% 1
Магазины игрушек 108% 2 135% 2
Компьютеры 86% 3 86% 5
Программное обеспечение 75% 4 60% 8
Фотоуслуги 75% 5 74% 6
Цветочные магазины 72% 6 95% 3
Бытовая техника 66% 7 88% 4
Музыкальные магазины 62% 8 29% 18
Супермаркеты и продуктовые магазины 45% 9 60% 9
Открытки и магазины подарков 43% 10 55% 10
Книжные магазины 32% 11 52% 12
Рестораны быстрого питания 29% 12 41% 14
Спортивные мероприятия 27% 13 52% 11
Все для дома 26% 14 22% 22
Бары, дискотеки, ночные клубы 26% 15 37% 15
Универмаги 21% 16 29% 19
Мебельные магазины 18% 17 28% 20
Лимузины и такси 17% 18 42% 13
Изделия из кожи, сумки, чемоданы 17% 19 63% 7
Аптеки 15% 20 26% 21

Источник: «Ситибанк»

География трат:по уровню расходов в течение года и под Новый год москвичи занимают первое место, петербуржцы в этом году вышли на уровень трат москвичей прошлого года, а жители других городов-миллионников превысили номинальный уровень потребления москвичей в 2010 году (исследователями были проанализированы данные по тратам в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Волгограде, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Уфе).

География трат по кредитным картам 

Источник: «Ситибанк»