© Kim Rosen

Несколько десятков лет назад детройтская тройка

GM, Ford и Chrysler – спонсировала курсы по вождению и ПДД в американских учебных заведениях. Автолюбителей стало больше – а как следствие, заметно выросли и продажи автоконцернов. Необязательно рекламировать сам товар, который хочешь продать. Достаточно заинтересовать будущего потребителя теоретическими знаниями.

Есть ощущение, что повышение финансовой грамотности в России пойдет по такому же сценарию. Такой вывод Slon сделал, ознакомившись с содержанием первых будущих учебников по финансовой грамотности для 911-х классов. Если ученикам 9-го класса предлагается узнать общее о самых ходовых финансовых продуктах – что такое депозит, кредит, страхование, а также научиться составлять личный финансовый план, – то учебники для 1011-х классов больше напоминают пособие для студентов финансовых вузов.Подростки узнают из них о видах производных инструментов, о том, кто такие брокеры, дилеры и доверительные управляющие, чем биржа отличается от внебиржевого рынка, а ПИФы – от ОФБУ. Также в содержании есть глава «Составление инвестиционного портфеля» с пунктами о балансировке портфеля, его «пересмотре при изменении ситуации на рынке» и примерами составления.
Фактически получается не учебник, а пособие для новичка на фондовом рынке. С такими знаниями школьники смогут смело просвещать и своих родителей, не имеющих финансового образования.
Перекос контента в сторону фондового рынка объясняется очень просто. Учебники разрабатываются экспертной группой по финансовому просвещению при ФСФР, работу авторского коллектива финансирует Московская биржа, к редактированию привлечены профучастники.Авторы учебников считают, что, благодаря этим знаниям, выпускники школ в довольно раннем возрасте уже будут представлять, как функционирует финансовый рынок. «Если школьникам объяснить суть финансового инструмента человеческим языком, на пальцах, а не пересказать норму закона, а потом сказать – вот это опцион, то думаю, они поймут», – полагает один из авторов учебников, гендиректор компании «Персональный советник» Наталья Смирнова.
Понятно, что учебникам еще предстоит пройти экспертизу Минобрнауки. Не факт еще, что их утвердят. Но сама тенденция настораживает: если в процессе повышения финансовой грамотности так активно участвует финансовое сообщество, то еще вопрос, насколько объективно оценена потребность в этих самых знаниях. А ведь учебники экспертной группы ФСФР – это капля в море. Самый масштабный сейчас проект по финансовой грамотности – минфиновский,и к его реализации также привлекается профсообщество.
«Учебники, делающие акцент на технических деталях функционирования финансовых рынков, рассчитаны на то, чтобы изучившие их школьники пришли в будущем и оставили свои деньги у брокеров. Прежде всего, на рынке Forex, у онлайн-трейдеров, услуги которых широко доступны», – считает управляющий партнер ИК «Третий Рим» Андрей Мовчан.А это, по его мнению, так же опасно, как, например, научить человека собирать автомат, но не объяснить, что им можно убить.
Можно предположить, что на американских дорогах после эксперимента GM, Chrysler и Ford стало больше не только водителей и машин, но и аварий – эти показатели естественным образом коррелируют. Как бы так не получилось, что повышение финансовой грамотности обернется ростом числа жертв на финансовом рынке.