МОСКВА (Рейтер) – Российская авиастроительная компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) за три дня работы международного авиасалона Фарнборо в Великобритании смогла подписать 60 твердых контрактов на покупку самолетов Sukhoi Superjet-100 и договориться о поставке еще 34 машин. В понедельник ГСС заключила твердый контракт с индонезийской авиакомпанией Kartika Airlines на продажу 30 Superjet на $951 миллион с поставкой в 2012-2015 годах. Второй твердый контракт на 30 самолетов заключила сбытовая компания Superjet International с бермудской лизинговой компанией Pearl в среду. Также был заключен опцион еще на 15 самолетов. Кроме того, ГСС подписала два протокола о намерениях на поставку самолетов. Во вторник компания договорилась о поставке 12 самолетов и опционах на 12 машин с тайским авиаперевозчиком Orient Thai Airlines, а в среду – с российской «Газпромавиа» на поставку 10 машин. Таким образом, итог трех дней авиасалона для ГСС – твердые контракты на 60 самолетов на сумму $1,9 миллиарда, опцион на 15 машин стоимостью почти $500 миллионов и договоренность о покупке лайнеров еще на $1 миллиард исходя из каталожной цены самолета, которая составляет $31,7 миллиона. По словам представителя ГСС Ольги Каюковой, теперь портфель заказов ГСС вырос до 161 твердого контракта. Глава «Сухого» Михаил Погосян на пресс-конференции во вторник подтвердил объявленные ранее планы поставить первый самолет «Аэрофлоту» в конце 2010 года, добавив, что лайнер уже прошел 70 процентов всех необходимых испытаний. Региональный самолет SSJ, рассчитанный на 78–98 пассажиров, был разработан в партнерстве с Boeing и итальянской Finmeccanica. В разработке авионики и двигателей участвовали французские Thales и Safran. Проект Superjet предполагает производство до 1000 самолетов, которые, по замыслу ГСС, будут ориентированы, главным образом, на международные рынки. Первыми покупателям SSJ должны стать «Аэрофлот», заказавший 30 самолетов, и «Армавиа». В начале 2009 года производители заявляли, что заказчики начнут получать самолеты в конце 2009 года, первый лайнер «Аэрофлот» должен был получить в ноябре, но поставки неоднократно откладывались. ГСС на 75 процентов минус 1 акция принадлежит холдингу «Сухой», входящему в «Объединенную авиастроительную корпорацию»; блокпакетом владеет итальянская Alenia Aeronautica, дочка Finmeccanica. Входящая в ОАК корпорация «Иркут» в последний день авиасалона подписала один твердый контракт на 50 самолетов МС-21 с компанией Crecom на сумму более $3 миллиардов, однако сам самолет пока находится на стадии эскизной разработки, а начало его поставок запланировано лишь на 2016 год. ОАК находит себе клиентов, используя контакты и кредит доверия «Сухого» и «Иркута», которые были сформированы во время военных поставок, сказал гендиректор компании Infomost Борис Рыбак. Эксперта не удивляет, что твердый контракт был подписан на МС-21, существующий только на бумаге. Первые Dreamliner тоже были проданы на стадии эскиза, напомнил он. «Все логично: как крупные мировые авиакомпании доверяют Boeing, так азиатские правительства доверяют ОАК, «Иркуту» и «Сухому», – говорит он. «Я бы больше удивился, если бы МС-21 сейчас купил крупный иностранный перевозчик с мировым именем», – говорит он. Рыбак также не видит ничего страшного в задержке поставок Superjet: «Весь опыт создания гражданских самолетов последних 10 лет показывает, что ни одни самолет не был сдан в срок». (Глеб Столяров. Редактор Дмитрий Антонов)