Сегодня на наших глазах и, можно сказать, в наших карманах развивается очень показательная история о том, как не надо регулировать цены.
Президент и правила
Началась эта история совсем недавно, в декабре 2020 года, когда президент Владимир Путин обратил внимание правительства на то, что очень уж сильно в 2020 году выросли цены на сахар-песок и подсолнечное масло. Правительство оперативно отреагировало на замечание и начало наводить порядок. Разумеется, члены правительства знали, что у них есть действующие правила регулирования цен в ситуациях, которые требуют вмешательства государства для обуздания ценовых всплесков. Соответствующий документ был утвержден еще постановлением №530 от 15 июля 2010 года. В «Правилах…» говорилось, что предельно допустимые розничные цены на продовольственные товары первой необходимости устанавливаются правительством на срок не более 90 календарных дней, в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта федерации рост цен составит 30% и более.
Однако декабрьская ситуация с сахаром никак не укладывалась в эти правила. И что делать? Президент-то велел.
Президенту, по-видимому, не решились сказать, что согласно действующему порядку вводить предельные цены на сахар и подсолнечное масло нельзя, не положено, потому что под критерии не подпадаем. А может, и сказали, этого точно мы не знаем. Зато знаем, как поступили. А поступили плохо.
Были подписаны специальные соглашения между Минсельхозом, Минпромторгом, отраслевыми ассоциациями, производителями товаров и торговыми сетями. Этими соглашениями цена сахара была зафиксирована на уровне не выше 36 рублей за килограмм для оптовиков и 46 рублей для розничных покупателей. По подсолнечному маслу цены были ограничены 95 и 110 рублями за литр соответственно. Соглашения должны были действовать до 1 апреля 2021 года. Действующий порядок был отброшен, правила изменили уже после того, как соглашения были подписаны. Мало того что сами соглашения оказались «кривыми» и с их исполнением начались проблемы, так еще и в целом это решение запустило маховик раскручивания инфляции.