Вадим Гладышев. Фото: личный архив

Вадим Гладышев. Фото: личный архив

Современная наука развивается стремительно, но все еще не нашла ответы на один из самых сложных вопросов человечества – от чего зависит процесс старения и можно ли с ним что-то сделать. По данным ВОЗ, за последние 20 лет продолжительность жизни выросла на 6 лет, но хочется большего. Врачи и ученые советуют правильно питаться, беречься от стрессов, хорошо спать, заниматься фитнесом, но это только легкая профилактика. Появляются препараты, которые в теории могут повлиять на старение, но подтвержденных данных этого нет.

В чем причина старения организма, когда люди станут жить до 150 лет и почему повышение смертности с возрастом происходит неравномерно, Republic рассказал Вадим Гладышев, профессор медицины Гарвардской медицинской школы и член Американской академии наук, автор более 400 статей и один из самых цитируемых российских ученых, обладатель премий NIH Pioneer, Transformative и Eureka за изучение механизмов старения и контроля продолжительности жизни.

Старение и его причины

Еще в XIX веке биолог Август Вейсман предположил, что старение является запрограммированным процессом. Это значит, что процесс старения невозможно остановить? Какие еще теории старения существуют?

– Теория очень интересная, но я не считаю, что старение запрограммировано. Мы не видим ни одного представителя какого-либо обычно стареющего вида, у которого эта программа сломалась бы из-за мутаций и такой организм совсем перестал бы стареть. Есть много других теорий: например, теории расходной сомы, антагонистической плейотропии, гиперфункции, накопления мутаций. Для некоторых из них подобранные названия – не самые лучшие для понимания. Но в целом, хотя в этих концепциях и есть какой-то смысл, они не дают четкого объяснения процессу старения. Ну или как минимум в нашей области нет консенсуса, что такое старение. Мы до сих пор практически ничего не знаем про него – никто даже не может точно сказать, в каком возрасте оно начинается. В других областях науки есть какой-то фундамент, а у нас он отсутствует.