Ангела Меркель. Фото: Olaf Kosinsky

Ангела Меркель. Фото: Olaf Kosinsky

Трудно поверить, что за один год все может так сильно измениться. Куда-то исчезли знаменитая немецкая организованность и дисциплина. В конце марта 2020 года канцлер Ангела Меркель купалась в похвалах из разных уголков земного шара. Только ленивый не хвалил Германию за эффективную борьбу с первой волной пандемии, основанную на массовом тестировании и четком отслеживании контактов больных, что позволило удержать уровень смертности в стране на низком уровне.

Прошлой весной Германия была чем-то вроде ролевой модели того, как следует бороться с пандемией. В середине апреля 2020-го уровень смертности от COVID-19 был ниже 3%, несмотря на самый мягкий на континенте локдаун (в Великобритании, для сравнения, 14%, а во Франции – 13%). Ангелу Меркель, бессменно руководившую Германией полтора десятилетия, хвалили за умение доходчиво объяснить немцам с научной точки зрения особенности коронавируса и необходимость ограничений, за способность убедить премьер-министров земель (провинций) поддержать стратегию правительства борьбы с ним.

Сейчас же Меркель вынуждена извиняться перед соотечественниками за сбивающие с толку и постоянно меняющиеся правила и ограничения, а также бороться не только с коварным вирусом, но и с лидерами регионов, которые, несмотря на третью волну пандемии, ослабляют ограничения и пытаются дать уставшим от «вечного» локдауна немцам хотя бы немного перевести дух. Ее положение осложняет вакцинация, захлебнувшаяся как в объективных проблемах, так и в бюрократических проволочках.

Коронавирусная пандемия стала, пожалуй, главным испытанием в долгой политической карьере Ангелы Меркель, которая после выборов 26 сентября уходит на пенсию. Немцы едва ли не боготворили «матушку Меркель», в любой ситуации сохранявшую трезвую голову и спокойствие. Но сейчас, после четырех сроков на посту канцлера, она все больше похожа на хромую утку, в то время когда страна нуждается в сильном лидере.

Сильной стороной канцлера Меркель всегда был аналитический стиль руководства. Осторожный прагматизм, верой и правдой служивший ей 15 лет пребывания у власти, сейчас ее подвел.