Скриншот клипа группы Ленинград "В Питере пить". "Это поистине ужасный момент. Перед ликом смерти обнажается вся суть человеческой души..."

Скриншот клипа группы Ленинград "В Питере пить". "Это поистине ужасный момент. Перед ликом смерти обнажается вся суть человеческой души..."

Как-то так получилось, что я с детства экскурсоводов не любил. Может быть, потому что любил историю и не понимал – ну зачем же невероятно интересные вещи делать такими скучными? Зачем эти вот наспех оттарабаненные речи – заученные, затасканные, за которыми ничего, похожего на жизнь? А беда ведь еще и в том, что, когда ты мал, взрослые не дают тебе самостоятельно полюбоваться на мир вокруг. Раз уж доставили тебя, пожертвовав выходным, в какое-нибудь специальное место, так будь добр – набирайся знаний! Цифры, цифры и цифры. Ненужные цифры, которые забываешь сразу же. Банальнейший набор самых базовых фактов, да еще и рассказанных хуже, чем их же излагают в учебнике. Хотя, казалось бы, хуже уже и нельзя. Но у этих вот специальных людей получалось.

Нет, наверняка и в советские времена были замечательные экскурсоводы. Просто мне не везло. Даже хорошие люди ломались как-то, когда приходилось им выступать в этой роли. В школе в маленьком подмосковном городке, где я учился, работала завучем Алла Васильевна Клыкова, по-настоящему влюбленная в русскую литературу. Пыталась и нам эту свою любовь передать, что-то у нее, может быть, даже получилось. Умерла недавно, светлая память.

Она старалась вывозить учеников в Москву – в музеи и на концерты. И за это спасибо, конечно, Алла Васильевна. Но – не могу понять почему – решила она, что по дороге ей непременно надо проводить для учеников экскурсию. Где-то добыла унылейший текст – явно не сама писала, сама бы, конечно, сделала лучше. И зачитывала – один и тот же, старательно, как в школьные годы говаривали, «с выражением».

- Проезжаем город Солнечногорск! Казалось бы – какое красивое название! «Солнечный город!» Но нет, всего лишь – «солнечная гора».

До сих пор почему-то помню. Так неловко было за нее. Она ведь и правда была очень хорошая.

Новые люди

Постсоветской России поначалу было не до «внутреннего туризма», разумеется. Но постепенно – не только ведь путинский ближний круг накрыло нефтяное изобилие, и до некоторого числа самых обычных людей какие-то капли долетели – Россия заинтересовала россиян. Да, наверное, без относительно устроенной жизни интерес к собственному прошлому невозможен. Тем, кто занят выживанием, некогда любоваться на кремли и храмы. И тем не менее, это стало даже по-своему модным: интересоваться своим, узнавать и открывать свою страну, с ее особой, страшной, невероятно интересной историей. Кстати, мы ведь и «Север» придумали как раз для того, чтобы эту волну хоть как-то поддержать.