Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Бывшая уполномоченная по правам детей в Англии Анни Лонгфилд в апреле открыла дело против социальной сети тикток, обвинив ее в незаконном сборе личных данных несовершеннолетних пользователей. Она утверждает, что приложение нарушает законы Великобритании и ЕС о защите личных данных, и намерена остановить обработку информации о миллионах детей и подростков, добиться удаления существующих данных и выплаты компенсации, которая может достигнуть нескольких миллионов фунтов стерлингов.

Представители соцсети назвали обвинения несостоятельными. Они подчеркнули, что безопасность данных – приоритет для тиктока. Как указано в политике конфиденциальности приложения, оно собирает информацию, которой пользователь делится с третьей стороной в виде провайдера, а также техническую и поведенческую информацию об использовании платформы.

Безусловно, уже давно ни для кого не секрет, что цифровой след человека – ценная информация и товар, а отсылка к «третьей стороне» в пользовательском соглашении, которое никто не читает, уже набила оскомину. С завидным постоянством происходят случайные или намеренные утечки личной информации, будь то публикация на форуме данных более 500 млн пользователей фейсбука (после утечки 2019 года) или появление в сети персональных данных сторонников Алексея Навального накануне апрельских протестов.

Также очевидно, что претензии по вопросу конфиденциальности данных чаще всего затрагивают соцсети – фейсбук, твиттер, ютуб и тикток, – которые собирают информацию о пользователе напрямую. Но вокруг этих платформ существует обширная экосистема покупки, продажи или обмена данными. Фирмы – брокеры данных (data brokers) выступают посредниками «капитализма слежки»: они покупают, собирают, сортируют и переупаковывают данные, полученные от множества компаний. Они даже могут представлять «угрозу демократии», поскольку готовы продавать маркетологам слишком детализированные данные о представителях самых незащищенных слоев общества.

Что у них есть на руках? Сколько стоит информация о человеке? Можно ли не допустить периодическую утечку данных?