Идрис Деби. Фото: Pascal Avenet / Abaca / TASS

Идрис Деби. Фото: Pascal Avenet / Abaca / TASS

Сообщения о том, что президент Чада Идрис Деби скончался от ран, полученных в бою, пришли как будто из другой эпохи, когда полководцы непосредственно управляли сражением и, если понадобится, шли в атаку во главе своих войск. Его бесспорное личное мужество признавалось всеми, включая его врагов. Профессиональный военный, получивший образование во Франции, Идрис Деби пришел к власти в 1990 году в результате переворота, но умело узаконил свое правление через принятие новой конституции и проведение президентских выборов в 1996 году. С тех пор он шесть раз триумфально переизбирался, причем последняя победа в первом туре с 79% голосов была объявлена за десять дней до трагической смерти. Его главное достижение – армия Чада, одна из самых боеспособных в Африке, которую Деби строил терпеливо и компетентно. Он охотно предлагал своих солдат для участия в миротворческих операциях и пользовался уважением в Африканском Союзе.

Что касается других сторон государственного управления, тут особых успехов у Идриса Деби не было. Всего $710 ВВП на душу населения (по данным на 2019 год) и 42% жителей, живущих ниже уровня бедности, не могут считаться хорошим итогом 30 лет пребывания у власти. Ситуация в соседних Нигере и ЦАР еще печальнее, но вряд ли нужно ориентироваться на худшие показатели. Есть немало африканских стран, совмещающих хорошие темпы экономического роста и улучшение благосостояния граждан. С 2003 года Чад – экспортер нефти, что давало надежду на положительные изменения в экономике страны, которая как будто застряла в постколониальном времени, в нищете, плохой инфраструктуре и этнических конфликтах. Вера в спасительность сильной руки, которую олицетворял Идрис Деби, завела в тупик. Как нередко бывает, диктатор оказался весьма эффективным в захвате и удержании власти, в создании иллюзии стабильности, но не знал, как обеспечить развитие страны.

Такое положение дел всех устраивало на Западе. Влиятельный и вменяемый авторитарный лидер казался надежным союзником в точечных военных интервенциях, прежде всего для Франции, которую никогда не подводил. А остальное – это же внутренние дела, не так ли? Ценность режима Идриса Деби возросла в последнее время, когда угроза распространения радикального ислама в Африке, особенно в регионе Сахель, заставила Францию искать точки опоры для операции «Барханы» (Barkhane).